Главная страница » Исторические материалы » ИНТЕРНЕТ » Староверие в Камбарском заводе.

Староверие в Камбарском заводе.

Среднее Прикамье издавна считалось средоточием расколоверия. Согласно "Отчету о церковно-приходских школах и школах грамотности Пермской епархии за 1890/91 уч. год", опубликованному в Пермских епархиальных ведомостях, в 7-ми уездах губернии, включая Красноуфимский, числилось 49422 старообрядца обоего пола, из которых 32,8 % приходилось на Оханский уезд, а 44,6 % - на Осинский. В Осинском уезде особенно "заражённым расколом" являлся 1-й благочиннический округ (15081 старообрядцев), который включал в себя 21 православный приход: Бикбардинский, Большеусинский, Дубровский, Ершовский, Михайловский (с. Михайловский завод), Ошьинский, Покровский (с. Альняш), Сайгатский и др. (В.И. Якунцов ...В КАЧЕСТВЕ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА).

Ещё одно упоминание: ... Возьмем знаменитых Демидовых. Все управляющие их заводов, все приказчики и многие из мастеров были староверами. В XIX веке управляющие – староверы руководили заводами: Саранинским, Артинским, Сылвенским, Камбарским, Рождественским, Верхнейвинским, Каслинским, Кыштымским…. (Всеволод Слукин. ПОТЕХИНСКОЕ ЗОЛОТО).

В течение двух лет архиеписком Епифаний Смиренный в зарегистрированные общества старообрядцев выезжал всего в две области: в город Камбарку Удмурдской АССР, в города Климов, Новозыбково, Брянской области. Считаю необходимым поставить вас в известность, что старообрядческий архиеписком Куйбышевский-Московский и Всея Руси Епифаний Смиренный своим письмом от 3 декабря 1957 года за № 180 поставил меня в известность, что для торжественного служения на религиозный праздник "Введение" 4 декабря 1957 года им были вызваны в гор.Куйбышев священнослужители: отец Леонтий Дорофеев, с уставщиком Афанасием Калининым /ранее снятого с регистрации/. Московский еписком Евсевий Самарцев из Камбарки. Священно – иерей Василий Абрамов из гор.Бугуруслана, Оренбургской области /заштатный священник родной брат Епифания/. Все вышеуказанные лица приехали в гор.Куйбышев 2 декабря и пробыли до 6 декабря 1957 года. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Куйбышевском облисполкоме П.Алексин ГАСО, Ф.4089, оп.1, д.30 Источник: Староверы в Самаре . (P.S. По просьбе Юрия указываю их принадлежность к РДЦ, прошу извинить, что не сделал ранее.)

Большая церковь была выстроена последователями Белокриницкой иерархии в Камбарском заводе Осинского уезда. В этом же уезде “австрийские” молитвенные здания имелись в деревнях Большеусинской волости – Жулановой (священники Евлампий Иванович Вяткин и Дорофей Пантелеймонович Жуланов), Малый Дубовик (Климент Маркович Окулов), Большой Дубовик (храм с 1897 г., до этого – моленная; иерей Евфимий Савельевич Новоселов). В 1907 г. была официально зарегистрирована большедубровская община. Вскоре был выстроен Успенский храм, настоятелем в котором стал Онисифор Иовлич Мамаев. Белобородов С.А. "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви - белокриницкого согласия)

Еп. Антоний с духовенством и певчими, участвовавшими в освящении храма в Камбарском заводе Осинского уезда Пермской губернии. Освящение состоялось 17 июля 1911 года. [Церковь. М., N45, 6 ноября 1911 г., с. 1083] (фотографии сайта www. all-photo.ru)

Крестный ход во время освящения храма в Камбарском заводе Осинского уезда Пермской губернии. Освящен 17 июля 1911 года. [Церковь. М., N45, 6 ноября 1911 г., с. 1079]

Новоосвященный храм Святой Живоначальной Троицы на Камбарском заводе Осинского уезда Пермской губернии. Освящен 17 июля 1911 года. [Церковь. М., N45, 6 ноября 1911 г., с. 1076]