Старообрядцы Святогорской стороны.ч.1

Старообрядцы Святогорской стороны.

С точки зрения этнографии одной из главных особенностей Красногорского района является проживание здесь большого количества русских – старообрядцев по происхождению.

«Раскольники»

Как известно, старообрядчество - самостоятельное направление в христианской религии. Подвергнувшись гонениям в XVII-XVIII веках, представители этого направления массово переселялись из центра России в глухие отдаленные регионы страны, в том числе в Вятском крае, на территории, где исторически проживали удмурты. К старообрядчеству присоединялись и те, кто издавна жили здесь. По сведениям губернского статистического комитета численность старообрядцев к концу XIX века возросла почти в три раза по сравнению с началом 60–х годов: на 1900 год их в губернии насчитывалось 104523 человека, а вместе с единоверцами – 113322, в том числе на территории уездов, из которых сложилась нынешняя Удмуртия, - соответственно 68422 человек и 74719. (“Энциклопедия «Удмуртия»). Интересно, что в число старообрядцев вошли и многие удмурты: по данным 1911 года таких оказалось 3700 человек. На территории Красногорского района, в прошлом Глазовского уезда, старообрядцы появились, очевидно, в середине-конце 18-го века. В 1838 году по церковным отчетам в Святогорском приходе насчитывалось 762 «раскольника», то есть старообрядцев, не подчиняющихся православной церкви. Из них 632 человека относились к старообрядцам-филипповцам «поморского» толка – беспоповцам, остальные 130 – поповцы. К сожалению, на эту дату пока нет сведений по Курьинской волости. Старообрядцы были представителями нескольких «толков» и «согласий», из которых наиболее массовыми стали «поповцы» - представители Белокриницкой иерархии (так называемые «австрийцы», поскольку их идейный центр находился в границах Австро-Венгрии) и «беспоповцы» - представители Древлеправославной (Поморской) церкви. По мнению исследователя Анны Мутиной (сайт «Лествица») появление беспоповцев-филипповцев (от имени основателя этого направления – старца Филиппа Васильева) в Глазовском уезде Вятской губернии относится к первой половине XVIII века и связано с приездом старообрядцев из северного Поморья и с Южной Вятки. Центральными считались приходы сел Святогорье (Красногорское), Архангельское, Старые Зятцы, где в 49 селениях филипповцев до революции насчитывалось 4024 человека. К этому согласию в то время принадлежали жители деревни Багыр и ряда других деревень Святогорской волости Глазовского уезда. По легендам, даже своим возникновением Святогорье обязано тому, что старообрядцы деревни Чурино, ныне исчезнувшей, а тогда считавшейся волостным центром, всячески противились строительству тут официальной православной церкви. И поэтому предложили властям более достойное место – нынешнее Красногорье, на месте которого якобы жил святой отшельник, и для убедительности подбросили туда «старинный» крест. Власти поверили и построили на этом красивом месте храм. Однако жизнь в итоге повернулась так, что деревня Чурино исчезла с лица земли, а Святогорье стало большим селом. Вот как изменялась численность старообрядцев в приходе Святогорской церкви: 1845 год – 710 поморцев и 269 поповцев, 1851 год – 768 и 291, 1862 год – 998 и 140, 1875 год – 1657 и 16, 1888 год – 2327 и 26, 1902 год – 1691 человек «поморцев» (данные по курсовой работе студентки Глазовского пединститута Ирины Игнатьевой). Однако в конце 19-го века из прихода Святогорской церкви выделили самостоятельные приходы в Архангельском, Дебах и Васильевском, поэтому для точности необходимо найти статистику и по ним. Очевидно, в новых приходах насчитывался тоже достаточно заметный процент старообрядцев. По Святогорской церкви этот показатель с 1838 года составлял около 20 процентов от численности населения в приходе, а в 1888 году поднялся до 31 процента. Тогда старообрядцев в сумме оказалось больше, чем даже русских православных, которые и пополняли ряды «староверов», так как при Александре II давление на них со стороны властей снизилось. Солидное количество старообрядцев имелось и в Курьинской волости, где перед революцией проживало 10 тысяч человек, только русские. Однако среди них немалое количество людей под давлением властей перешли в «единоверие». Оно учреждено царским Указом 1800 года. Это направление занимало середину между старообрядчеством и господствующей Церковью, которая стремилась вербовать староверов. Суть единоверия – в создании переходной ступени от старообрядчества к единой вере с новообрядцами. Для этого казной были возведены храмы в Ижевске (1842 год), Сарапуле (1848 год), в с. Перевозное (1870 год), Воткинске (1895 год), селе Осипинцы нынешнего Красногорского района (1904 год). Причем в Осипинцах - на деньги знаменитых вятских купцов-судовладельцев Тырышкиных, уже после смерти основателя этой династии Якова Фомича, известного своей благотворительностью и строительством нескольких храмов, больниц.

Учат разумному, доброму…

В старообрядческой среде немалое внимание уделялось грамотности. Поэтому для распространения христианского просвещения среди раскольников, проживающих в данной местности, в Святогорском приходе была создана и активно функционировала Клабуковская школа братства Святителя и Чудотворца Николая, в просторечии – «братская» школа. С 27 ноября 1888 года на должность заведующего этой братской школы был определен священник Иоанн Иоаннович Авраамов. Братские школы предназначались для обучения детей старообрядцев. Кроме специальных предметов, здесь преподавались и общеобразовательные в объеме начальной школы. В братских школах также готовились учителя для сельских и деревенских школ, где проживали раскольники. (Из работы Ирины Игнатьевой). Еще одна «братская» школа действовала в Косаргах и считалась Васильевской. Вот отчет о ее деятельности в 1898 году: «Васильевская братская школа находится при дер. Косаргинской в 1/4 версты от с. Васильевского. Школа смешанная. Всего учеников в ней обучалось в прошлом 1897/98 учебном году 20 чел.; по народности — все русские. В 1-й группе обучалось 10 мальчиков, девочек не было. Во 2-й группе — 8 мальчиков и 2 девочки. 3-й группы не было, так как школа открыта лишь с 1 октября 1896 г. По вероисповеданиям: православных в 1-й группе — 9 чел. и 1 раскольник; во 2-й группе православных— 8 чел. и 2 мальчика раскольника. Учителем школы состоит крестьянин Васильевской волости дер. Чернышевской прихода с. Курьи Никита Васильев Чернышев, окончивший курс в центральной Вятской братской школе. Дело обучения детей ведет удовлетворительно и прилежно, обучает детей чтению, церковно-славянскому и русскому, письму, начальному счислению и церковному пению с голоса, по Закону же Божию иногда занимаюсь и я сам, если позволяет время, и всегда проверяю пройденное учителем. Ученики 1-й группы по Закону Божию хорошо знают начальные и общеупотребительные молитвы, знают Символ веры и 10 заповедей Закона Божия, объясняют толково молитвенные знамения: крестное знамение, поклоны, коленопреклонения; знают, как принимать благословение от священника и т. п. Ученики 2-й группы кроме молитв, заученных в 1-й год, знают объяснение Символа веры почленно, 10 заповедей Закона Божия и заповедей блаженств, а также толково рассказывают все важнейшие события из истории Ветхого и Нового Завета, положенные программою для школ грамоты. Удовлетворительно читают по-славянски и по-русски и толково передают прочитанное, решают несложные задачи на все 4 арифметические действия. Польза школы — это нравственное воспитание молодого подрастающего поколения в духе преданности святой православной церкви, царю и отечеству. Православные смотрят на школу как вообще на школу, где учат их детей грамоте и всему доброму, и охотно отдают в нее своих детей. Раскольники же и теперь все еще смотрят на братскую школу как-то недоверчиво и отдают в нее своих детей как-то неохотно, при всем сознании пользы ее существования. Они еще не могут примириться с тою мыслью, каким образом учитель школы Никита Чернышев, прежде бывший ярый приверженец раскола, с переходом в православие в настоящее время учительствует не в пользу их, раскольников, и изобличает неправоту их учения при всяких удобных случаях. Частные собеседования с раскольниками, как с беспоповцами, так и с поповцами ведет в своей квартире в присутствии учеников очень часто; публичных же бесед с раскольниками в отчетном году была одна, а именно: 30 ноября 1897 г. в дер. Суховской Васильевской волости мною была сделана при участии его, Чернышева, и учителя Клабуковской братской школы Долгушева беседа с раскольниками — австрийцами — «противоокружниками». Предметом беседы было разъяснение ложного учения австрийцев и Белокриницкой лжеиерархии. Вообще как из частных, так и из общих бесед с раскольниками нашей местности видно, что они не чуждаются беседы, напротив, интересуются и охотно вступают в разговор о предметах Веры.

(Заведующий Васильевской братской школой с. Васильевского Глазовского уезда, священник Николай Кибардин. (ЦГА УР, ф. 97, оп. 1, д. 4, л. За об.-4об.))