Старообрядцы Святогорской стороны. ч.3

Старообрядцы Святогорской стороны.

Дружные люди.

Старообрядцев довольно много на севере Удмуртии, особенно в районах, прилегающих к Пермской и Кировской областям. Красногорский район можно смело назвать «староверским». Население здесь примерно на 60 процентов состоит из русских. А русские и есть, как правило, потомки тех самых старообрядцев, что покинули центральную Россию в годы Никоновских церковных реформ. Многие, конечно, не помнят своих родословных, но если пороются в архивах, то невольно находят или архангельских, или нижегородских предков. Часто об этом лучше архивов говорят местные русские фамилии, более свойственные для других регионов страны. Готовя этот материал, я с удивлением обнаружил, что в Красногорском районе имеются религиозные организации сразу двух старообрядческих направлений – «поповцев» и «беспоповцев»! И у каждого есть даже официальные молельные дома. В один из них я попал довольно случайно: в Балезино умерла моя знакомая, родом из красногорской старообрядческой деревни. Но хоронять ее привезли на родину, а отпевали как раз в молельном доме «беспоповцев». Гроб с покойницей окружали десятка полтора женщин в одинаковых черных сарафанах и белых кофточках, в белых же платочках. Поодаль бородатые старцы чинно беседовали с мужем покойной. Недавно встретил его. - Как они мне помогли, как я им благодарен за всё! – искренне хвалил он общину старообрядцев. – Никого ни о чем просить не надо было, все проблемы с похоронами за меня решили. Насколько дружные и хорошие люди! Вот так бы всегда помогали в трудную для человека минуту! А то ведь мы очень разобщено живем, каждый только о себе думает…Что и говорить: друзья и единоверцы познаются в беде. Кстати, у красногорских старообрядцев есть свое обособленное кладбище. Прежде оно находилось возле деревни Ново-Чурино, ныне исчезнувшей. И со временем оказалось это кладбище фактически в лесу и слишком далеко от проезжей дороги, что создавало огромные проблемы с похоронами зимой. Поэтому год назад старообрядцы рядом с Красногорским открыли новое кладбище, вблизи от асфальта. Собрали субботник, очистили место, поставили плетеную ограду. Все сделано изящно и красиво. Вдоль заборчика есть уже несколько могилок с крестами. В числе организаторов строительства кладбища была и Вера Тимофеевна Холзакова, известный в селе человек. Между прочим – заслуженный экономист Удмуртской республики. Ее и заметил я в молельном доме, тоже одетую в черный сарафан. Потом она охотно рассказала мне про обычаи старообрядцев: - К Богу меня привела трагическая смерть сына. Три года после этого болела, а с 1999 года стала ходить на моленья старообрядцев. Конечно, у нас в селе тогда уже была настоящая православная церковь, но я решила не изменять вере своих родителей. Заглядываю иногда и в православную церковь. У меня там внуки крестились, молодежи эта красивая церковь больше нравится. А вот мы не отступаем от своей веры. Хотя различия между православием и старообрядцами совсем небольшие. По-другому крестимся, у нас тайное причастие и немного иные церковные книги. Интересно, что молельный дом красногорские старообрядцы получили как раз благодаря существованию в селе православной церкви. Когда ее в «перестроечные» годы вернули верующим, то старообрядцы пошли к главе районной администрации – нам тоже помещение необходимо! Глава администрации Михаил Иванович Матушкин решил никого не обделять и передал свою старую квартиру – добротный деревянный дом. И вот уже свыше десяти лет тут собираются старообрядцы. Дом имеет центральное отопление, поэтому верующие оплачивают коммунальные услуги – более 600 рублей в месяц. Эту сумму собирают с красногорцев, а также жителей Кокмана, Валамаза, Коровкинцев, Артыка, по списку из 53 семей. Все обряды, например отпевание покойных, считаются бесплатными. Но каждый может пожертвовать на содержание молельного дома посильную для него сумму. Председателем общины старообрядцев является бывший шофер райпо Михаил Трофимович Сигов. На нем – хозяйственные вопросы, общение с местными властями. В активе общины примерно десять человек, все уже пенсионного возраста. Тех, кому лет по пятьдесят, называют молодыми. Очень много людей пришло в молельный дом на Пасху, некоторым даже не хватило места в помещении, стояли в коридоре. В повседневной жизни у старообрядцев-беспоповцев главную роль играют «духовники» и «духовницы». Это благословение получают на общем сходе наиболее авторитетные мужчины или женщины (чаще они, как более близкие к вере). Женщина, например, должна быть без грехов - всю жизнь придерживаться своей веры, имевшая супруга из числа старообрядцев, выходившая замуж только один раз. («Ну, в виде исключения, можно и дважды», - сказала Вера Тимофеевна). Духовники сначала проходят своеобразный испытательный срок. За ними закрепляется кадило, они ведут службу на коллективных моленьях. Долгое время это звание имела Прасковья Васильевна Перминова, простая деревенская женщина, кстати, неграмотная. После ее смерти своего духовника в Красногорском некоторое время не было, эту роль выполнял старик, приезжавший из Игринского района, что создавало немало проблем. Сейчас духовницей является Ираида Илларионовна Смольникова, бывший повар детсада. Еще одна главная обязанность духовников – обряжать покойников. В гробу старообрядцы должны лежать в домотканой одежде, в лаптях. Если ткань куплена в магазине, то ее надо ополоснуть в ключевой воде, покадить дымом кадила – всех правил и не перечислить. Но они обязательно соблюдаются! Половину года, от Пасхи до Семенова дня в сентябре, люди старой веры ходят в светлых рубашках. После Семенова дня рубашки меняются на темные. И так до Пасхи. Женщины всегда носят светлые платочки, даже на похоронах. К красногорским «беспоповцам» относятся также жители деревень Багыр, Прохорово – настоящих староверских мест. Увидишь тут рослого, крепкого мужчину с окладистой бородой и сразу безошибочно скажешь – вот старовер! Да и женщины из старообрядцев тоже не мелкие, видна в этих людях особенная стать, порода. А когда услышишь их своеобразный говор, насыщенный диалектными словами, занесенными откуда-то с Севера или Верхнего Поволжья, то невольно воскликнешь вслед за Пушкиным: «О, Русь!»