Старообрядцы Святогорской стороны. ч.7

Старообрядцы Святогорской стороны.

Смольниковы.

Жизнь и традиции старообрядцев лучше показать на примере конкретных людей. В Красногорском одна из самых распространенных «староверских» фамилий - это Смольниковы. Хорошая в ней энергетика, не правда ли? Так и веет от нее настоящим русским духом, свежестью, здоровьем. И гадать не надо, отчего эта фамилия произошла. В телефонном справочнике Красногорского района сразу четырнадцать абонентов с этой фамилией. А сколько еще Смольниковых живут без телефонов? 74-летнего Вавила Агафоновича отлично знают местные журналисты. Он почти их коллега – много лет работал на узле связи, где обеспечивал выход в эфир местных радиопередач. С тех пор дружит с прессой, отличается доброжелательностью, самостоятельным взглядом на многие проблемы нашей сегодняшней жизни. С ним приятно поговорить, вспомнить былое. Он настоящий старожил Красногорского – помнит многих людей, различные события. А мне его представили еще и как сына очень авторитетных в селе старообрядцев.

- Да, мой отец Агафон Николаевич был незаурядный человек, - неторопливо рассказывает мой собеседник - невысокого роста, с небольшой «староверской» бородкой, уже заметно тронутой сединой. Без запинки называет годы рождения отца и матери. А все потому, что семья бережно хранит свою родословную (сейчас этим занимается дочь Татьяна, работающая в библиотеке). Есть в доме фотографии отца, еще дореволюционные! Так вот, Агафон Николаевич, хоть и вырос в деревне, оказался расторопным, подвижным мужчиной. В начале двадцатого века устроился агентом по распространению швейных машинок «Зингер». И с этими машинками по Транссибирской магистрали несколько лет ехал от Челябинска и Екатеринбурга до Владивостока! Там его и застала война с японцами. После первой мировой вернулся домой, в деревню Смольники, женился на Агафье Ивановне, девушке из довольно далекой деревни Старое Кычино. Вместе они воспитали троих детей, а еще несколько умерли в детстве. Как-то еще в двадцатые годы Агафон Николаевич, повидавший мир, намекнул смольниковским старикам:

- А Земля-то вертится!

- Еретик! – возмутились они и хотели как-то в потемках его побить. Побить не удалось, но с тех пор наш «коперник» в церковь заходил последним.

Агафья Ивановна была на десять лет моложе супруга, умерла сравнительно недавно. Господь отпустил ей 93 года, тогда как супруг покинул наш мир в 85 лет. Вот сколько живут настоящие староверы, не увлекающиеся ни куревом, ни пьянством, соблюдающие посты. Еще в довоенные годы Агафон Николаевич прославился в своей округе тем, что молитвами лечил больных. «Отчитывал», «изгонял порчу» даже тронувшихся умом людей. То есть был, по нынешним понятиям, и психиатром, и психотерапевтом! Посадит перед иконами, на голову положит кошелек с солью, своеобразную «чалму» из какой-то материи, окропит соленой водичкой – и читает молитвы по-старославянски. Видимо, помогало, если приходили к нам, а не в больницу, - припоминает Вавил Агафонович свои детские впечатления. Самое яркое воспоминание о лечебных талантах отца было таким. Уже в военные годы как-то ночью к ним домой постучал заместитель начальника районного НКГБ (или как там называлось тогда это ведомство). Смольниковы перепугались – по-доброму ночью люди в шинелях никогда не ходили. Но оказалось, что от какой-то болезни внезапно ослепла жена капитана – кстати, глазной врач по специальности. «Срочно читай свои молитвы!» - потребовал офицер, разочаровавшийся в официальной медицине. Пришлось сельскому знахарю выполнить все лечебные ритуалы. И ведь прозрела врачиха! Происходило это в деревне Смольники, что километрах в десяти от райцентра. Когда она возникла, кто ее основал – Вавил Агафонович не знает. Наверняка деревня существовала где-то со средины девятнадцатого века. Было в ней максимум 17-18 дворов, все жители носили фамилию Смольниковы, лишь в 1934 году деревня пополнилась двумя удмуртскими семьями. Еще до революции часть старообрядцев переселилась в другой конец нынешнего Красногорского района, создав на границе с Балезинским вторую деревню Смольники. А еще несколько Смольниковых тогда же обосновались в Дебесском районе. Сейчас там есть небольшое поселение старообрядцев, и тоже деревня Смольники, от которой дано название крупному нефтяному месторождению. А красногорские деревни с таким именем давно исчезли с карты района. Большой урон самым первым Смольникам нанесло раскулачивание в тридцатых годах. Как вспоминает Вавил Агафонович, из пятнадцати хозяйств деревни каждое третье разорили, людей куда-то увезли на подводах, а имущество изъяли практически подчистую. У тех, кто и после этой «операции» не вступил в колхоз, отняли ухоженные участки, а взамен выделили по гектару песка с галькой подальше от дома. Так потихоньку и увяла деревня. Между прочим, все нынешние красногорские Смольниковы – крепкие, основательные, инициативные люди. Некоторые из них стали предпринимателями. Значит, сохранилось в их характерах упорство предков-старообрядцев, которые столетия назад пробирались в глухое Предуралье, осваивали тут новые земли, опираясь на свою православную веру. Кстати, внук и правнук Агафона Николаевича повторили его путь – живут во Владивостоке, работают на флоте. Внучка Вавила Агафоновича Людмила стала журналисткой, работает редактором газеты в Екатеринбурге, недавно в составе делегации из этого города побывала в Китае и Гонконге, то есть превзошла в путешествиях прадеда.