Новости

О необходимости и важности исторического образования для духовного и нравственного роста.

( краткое изложение)

Лысков М. Б. , администратор сайта « Староверие Прикамья».

Дорога на работу проходит через большой парк. Рано утром мне встретилась группа возвращавшихся с пикника старшеклассников, прокричавших мне оскорбления по поводу бороды. Мы мирно разошлись, а я задумался - как же плохо знает свою историю молодежь, да и не только молодежь. Они не знают, что до Петра 1 на Руси все мужчины носили бороды. Что за курение публично наказывали батогами. Про царя Иоанна Грозного знают, что он убил своего сына, но не кто не говорит им, что он стал едва ли не самым плодовитым писателем своего времени. Автор канона Ангелу Грозному, который звучит и сегодня в храмах. Что на фоне жестоких нравов в тогдашней Европе Иоанн Грозный выглядит почти что ангелом в сравнении с Людовиком XI, Филиппом II Испанским, герцогом Альбой, Катериной Медичи и другими европейскими правителями. А Новгород был наказан за то, что уклонился в ересь латинянства. А царь, как защитник православия на Руси, не мог допустить этого, просил опомнится. Но не вняли. Простите меня, но это реакция на одиозный фильм о истории России на телеканале «Россия». Молодые люди совершенно отрезаны от жизни, от культуры, которая была у нас. Наши учителя рассказывали, что в Америке многие не знают на чьей стороне была Россия во Второй Мировой войне и нам было смешно. Сегодня уже не до смеха… Очень важным Русской Православной Старообрядческой Церкви представляется воспитание молодого поколения в духе российских традиций и его историческое образование, потому что историческое образование дает ему замечательную базу, кругозор. Историческое образование помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократизму и односторонности. Историческое образование задается целью показать и раскрыть живой и целостный образ мировой и русской истории, мировой и русской судьбы в их взаимном переплетении, в их природно-человеческом, культурно-историческом и органическом смыслах. Оно должно дать представление о месте и роли российской цивилизации, её народов в мировых процессах. Вся огромная проблематика исторического образования исходит из этих целей. Решение этих задач должно быть направлено на то, чтобы мы не забывали о таких очевидных вещах, как "патриотизм", "любовь к Родине", "любовь к русской культуре и российской истории". "Беспамятный", "безродный", эти слова всегда были синонимами зла, насилия, неблагодарности, преступной забывчивости, бесчеловечности. Слова Родина, природа, родители, родные, родня, родник одного корня, поэтому, выделяя данный тип морально-этических традиций, как отношения к Отчизне, Родине в народной педагогике старообрядцев, мы отмечаем их "присутственность" во всех без исключения традициях в жизни человека. Разумеется, одно только историческое образование не способно кардинально изменить ситуацию в обществе. Но корректно построенное историческое образование, учитывающее интересы всех представителей социума может внести свой значительный вклад в гармонизацию общественных отношений. Важно сохранить, не разрушить ту хрупкую межличностную связь (братское чувство), порожденную нашими предками, тот характер отношений к своему народу и к миру в целом, которые называются русской православной культурой, русским православным духом. Руководство РПСЦ и в общинах делают сегодня многое для того, чтобы не прерывалась историческая связь поколений. В конце января в г. Самара Молодежный отдел РПСЦ совместно с общиной и областным краеведческим музеем им. Абалина организовали фотовыставку «Старообрядчество. Вера.» Она вызвала огромный интерес у жителей города и области. На экскурсии приходили целыми классами. Выставка сломала многие стереотипы, многим открыла глаза на историю – мы думали, что старообрядцев уничтожили при Петре 1, говорили старшеклассники. А это многого стоит. На сайтах «Самарское староверие», «Алтайский старообрядец» и других публикуются: архивные материалы, история старообрядческих фамилий, история прихода. Начат сбор материалов о репрессированных старообрядцах. Несомненно, представляет интерес и история старообрядчества Прикамья. Я знаю, что некоторые из участников конференции обращались к этой теме в своих исследованиях. Благодаря им, жители Удмуртии знают имена Мощевитиных, Колчиных, Смагиных. Много и других среди наших современников: врачи из Сарапула Мария Ивановна Кравченко, Василий Филиппович Фефилов, мэр г. Ижевска Балакин Виктор Васильевич, ваша коллега Елена Павловна Шемякина и другие. В начале года в Интернете появился сайт «Староверие Прикамья». Свое целью мы ставим перед собою пробудить историческую память тех, кто любит Прикамье, помочь восстановить забытые имена и восстановить справедливость в отношении тех людей, кого мы с любовию и гордостию называем древлеправославные или старообрядцы. Исторического образования школьников и студентов ложится на плечи преподавателей. Нищенский бюджет, коньюктурные соображения, оперативно-среднесуточные планы и прогнозы в системе современного Российского образования, ориентация на «цивилизованные» в скобках страны создают хаос. Известный современный богослов, профессор А. Осипов, в своей лекции об образовании, называет современных учителей мучениками. Да, вы не ослышались – мучениками. С одной стороны оценка труда по числу поступивших в ВУЗы, показавших лучшие баллы на ЕГЭ. Хотя это не образование, а натаскивание. С другой стороны стремление родителей возложить на учителей ответственность за воспитание детей от собственного нежелания и неумения заниматься этим. Потому что потеряли навыки, а религиозно – нравственного ориентира не имеют. Образование имеет в своем корне слово образ. Образ который требуется слепить. Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, смелыми, трудолюбивыми, любое общество заинтересованно в том, чтобы его члены успешно создали прочную семью, были законопослушными гражданами. Другими словами – были людьми нравственными. Я учился в школе 15 г. Сарапула. Помню высказывание на школьной стене «Ученик не сосуд который надо заполнить, а факел который надо зажечь.» Должен заметить, что потребности к самопознанию и самосовершенствованию всегда были присущи старообрядцам. Но сегодня я хочу сказать, что благодарен своим учителям, потому что они привили любовь к получению знаний. На этом я хотел бы закончить свое выступление. Мы приглашаем Вас к сотрудничеству и готовы принять к публикации ваши исследования, будем рады если Вы и Ваши ученики, студенты будут разрабатывать эту тему в своих курсовых и дипломных работах. Надеемся совместными усилиями создать экспозицию: Сарапул купеческий, Сарапул старообрядческий. Мы бесконечно благодарны сотрудникам музея, сумевшим сберечь надгробные плиты со старообрядческого кладбища.