Новости

промедления» указа поступило в Нижнее-Тагильскую и Невьянскую заводские конторы из Верхотурского нижнего земского суда. Нижнетагильские приказчики сразу рапортовали суду, что «исполнение чинено быть имеет, таковые проживающие при здешних заводах держены не будут». Невьянские архивы почти целиком погибли в пожаре 1890 г., поэтому о тамошней реакции на указ данных нет. К тому же, дошедший до нас архив верхотурских уездных судов (в составе фондов Верхотурского уездного суда) имеет лакуны: не сохранились журналы за 1801 г. В журналах за следующий год какие-либо свидетельства о реакции на указ на местах уже отсутствуют. Возможно, поэтому реализован он был очень оперативно, в том же 1801 г., т. к. предписывал «под опасением за неточное выполнение с виновных строжайшего... взыскания и нынеж из котораго сколко месга тех купцов и ме-щан выслано будет, ... земскому суду донести немедленно» .

Конечно, известен пример, когда администрацией Невьянских заводов исполнение сенатских указов саботировалось не то что годами, - десятилетиями... Так, в 1804-1809 гг. в Верхотурском уездном суде велось дело по обвинению невьянских приказчиков И. И. Голицына, М. В. Уткина и А. Е. Лотохина в неподчинении решениям Правительствующего Сената, причем речь шла о неисполнении указа о разделе наследников С. Я. Яковлева аж 1787 г. Но это случай особый, т. к. тут действия (точнее, бездействие) приказчиков отражали, несомненно, позиции самого заводовладельца П. Яковлева.

Вряд ли в ситуации с выселением горожан по указу 1801 г., когда заводским конто¬рам «наистрожайше» приказано было выполнять его, невьянские приказчики могли себе позволить поступить аналогичным образом. Не стоит упускать из вида и их несомненную близость к местным иконописцам-старообрядцам. Среди старшин беглопоповского обще¬ства Невьянских заводов, насчитывающего около 7000 душ обоего пола, в документе на¬чала 1827 г. тот же Голицын назван первым. За отставного приказчика и весьма престарелого Ивана Ивановича и за себя подписался Афанасий Богатырев, следом - «вместо отца своего Ивана Васильева и за себя Михайло Богатырев», потом уже - Артамон Зыков, тогдашний старший приказчик, и прочие старшины. Несмотря на вероисповедное единство Колчиных и невьянских иконописцев, для последних выселение первых с уральских заводов (если они здесь в этот период находились) или просто невозможность им здесь после указа 1801 г. законно жить и работать, - на практике означало устранение конкурентов. Ведь на рубеже ХТП и ХЕХ вв., помимо Богатыревых, в Невьянске творили (и продолжали работать в последующие десятилетия) целые иконописные династии Чернобровиных, Малыгановых и, видимо, другие местные мастера.

При таком, на данный момент безусловно гипотетическом, развитии событий и вы¬нужденном возвращении в родные места, Колчины-иконописцы без работы, думается, не остались. Кроме, например, сарапульских старообрядческих (поповщинских) молелен, первая из которых возникла где-то как раз в начале XIX в. (см. далее), в недалеком Камбарском заводе наследников Демидовых (противоположный, левый берег Камы ниже Сарапула) беглопоповская часовня построена в 1809 г. В одном соседнем с Сарапульским Вятской губернии Осинском уезде Пермской губернии в 1810-х - первой половине 1820-х гг. в селениях государственных и удельных крестьян появилось 27 часовен, молитвенных домов и молелен. Беглопоповцы Красноуфимского и Осинского уездов Пермской губернии признавали руководящую роль Юго-Кнауфского (Юговского наследников А. А. Кнауфа, южнее г. Перми. В. Б), Камбарского и, особенно, Иргинского заводов.

Представители рода Колчиных, видимо, на постоянной основе занимались иконописанием не только в Сарапуле и окрестностях, но и в других местах достаточно густо на¬селенной староверами Вятской губернии, и не ее одной. По данным Ю. А. и Н. А. Гончаровых, частично основанных, вероятно, на подписных прорисях из фондов ЕМИИ и СОКМ, «в 1832-1866 [гг.] работал иконописец Василий Васильев Колчин»43. В 1833 г. он разыскивался как скрывшийся в марте 1832 г. белец Средне-Никольского монастыря на Иргизе из купцов 3-й гильдии г. Яранска Вятской губернии.

Старший его брат, Гаврила Васильев Колчин (скончался к 1842 г.) в это время был сарапульским купцом и содержателем беглопоповской молельни (часовни), собиравшей на службу десятки старообрядцев из города и ближайшей сельской округи. До 1816 г. главная здешняя поповская часовня размещалась в доме мещанина Зайцева После ее закрытия молельня была устроена в старом доме Колчина, занимаемом одним из представителей семейства Курбатовых. Поэтому в конце 1830-х гг. епископ Вятский и Слободской Неофит называет ее «известную под именем то Курбатовской, то Колчинской». Для себя Колчины выстроили новый дом, рядом со старым, фасадом на Биржевую улицу, между которыми к 1820 г. возведено специальное здание для часовни. В конце 1825 - начале 1826 г. власти попытались ее закрыть, но вскоре она возобновила деятельность. Новое де¬ло о функционировании этой часовни было возбуждено в 1837 г. и два года спустя ее окончательно закрыли, а в 1847 г. разрушили само здание.

Ю. А. и Н. А. Гончаровы сообщают: «С 1810 известен иконник Федор Колчин». В данном случае они, очевидно, основываются на подписной и датированной прориси. Ими же опубликована прорись иконы «О Вспетая мати» с надписью: «Сей рисуеок Ивана Александрова Колчина, снимал своеручно 1826 года м[еся]ца марта 12 дня». Возможно, надписавший прорись сделал ошибку в надписи (именно так, судя по всему, толкуют ее авторы «Материалов к словарю»), и тогда речь здесь идет об Иване Алексееве Колчине, - работавшем и умершем в Иргинском заводе. Конечно, не исключено и даже вполне ре¬ально наличие в роду Колчиных других иконописцев, кроме Федора, и не связанных, мо¬жет быть, с «невьянской» школой и Уралом.

По данным, предоставленным И. В. Починской, в списках старообрядцев Сарапула за 1816 и 1842 гг. никто из Колчиных-иконописцев не фигурирует. Но, во-первых, списки эти вряд-ли полны. Во-вторых, некоторые из представителей рода могли или действительно проживали в указанные годы в иных местах. Так, упомянутый ранее купец и содержатель часовни Г. В. Колчин с младшим братом-иконописцем Василием Васильевым в 1816 г. были, вероятно, записаны в яранское купечество (см. выше; не случайно сарапульский дом Колчина назывался тогда «старым» и жил в нем другой человек). Иконописец Иван Алексеев Колчин находился и работал, допустим, в селениях государственных крестьян Осинского уезда Пермской губернии, где в это время беглопоповские часовни и молельни «росли как грибы». Ведь проживать в государственной деревне закон горожанам разрешал. В 1842 г., когда Гаврилы Колчина не было в живых, - среди 68 сарапульских Колчиных-раскольников значатся семьи двух его сыновей; а семейство мещанина И. А. Колчина уже несколько лет, как перебралось на жительство в Иргинский завод.

Переселение их на завод примерно в конце 1830-х гг. связано, возможно, с раз¬вернувшимся с 1836 г. преследованием сарапульских староверов духовными и светскими властями, в результате которых, в частности, в 1839 г. закрыта «колчинская» часовня. Между тем, Иргинский (Нижнее-Иргинский) завод с самого своего основания в 1729 г. являлся настоящим «гнездом раскола». В 1837 г. управляющий от казны заводами купца Кнауфа (в округ входили Юговской, Бизярский, Курашимский заводы в Пермском уезде; Верхнее- и Нижнее-Иргинские, Верхнее- и Нижнее-Саранинские заводы в Красноуфим-ском уезде Пермской губернии. - В. Б.) майор Меншинянский доносил главному начальнику горных заводов хребта Уральского: « ...в заводских конторах служащие и все по заводам штейгера и нарядчики суть раскольники, ...почти все вообще жители заражены рас¬колом и только малая часть православных и единоверцев» . Интересно отметить, что в Иргинском (официально в то время в Нижнее-Иргинском. - В. Б.) заводе вообще не было храма официальной православной церкви, и даже единоверческая церковь появилась (ок. 1855 г.) не в заводском поселке, а в соседнем с. Иргинском .

Основное, что известно об И. А. Колчине и его потомках на Урале, изложено в публикациях. Поэтому остановлюсь лишь на отдельных моментах, требующих подтверждения или уточнения. Жить и, очевидно, работать в Каслинский завод (судя по тому, что