Новости

 

Эти материалы почерпнуты из Памятной книги Пермской губернии и освещают те страницы из него, в которых поминается территория нынешней Удмуртии.

Въ нижне-осинскихъ приходахъ, большею частію населенныхъ выходцами изъ разныхъ мѣстъ Россіи, въ началѣ текущаго столѣтія расколъ насаждали частію самые переселенцы, особенню сосѣдственные изъ Вятской губерніи, частію разные бродяги и расколоучители изъ другихъ уѣздовъ Пермской губерніи. Распространенію раскола способствовала от-даленность деревень отъ приходскихъ церквей. Центромъ раскола служилъ здѣсь Камбарскій заводъ г. Демидова. Брачные союзы камбарцевъ съ старовѣрами г. Сарапула (Вятск. губ.) склонили легкомысленныхъ къ отдѣленію отъ Церкви православных, а чтеніс раскольнических книгъ, стародубскихъ и польскихъ изданій, распространяло и усилівало расколъ между жителями завода. Такія книгі обыкновенно получались отъ сарапульскихъ старовѣровъ. Мастеровые завода: Сысой Турыгінъ, ІІгнат Онисимовъ пособенно Иванъ Вавиловъ, начитавшись такихъ книгъ, сдѣлались рѣшительными расколоучителями.

ІІослѣдний въ домѣ своемъ учреждалъ молитвенныя собранія, совращалъ въ расколъ не только заводскихъ жителей; но и окрестныхъ удѣльныхъ крестьянъ, иъ самомъ заводѣ усипѣлъ устроить часовню и, принявъ при ней должности наставника, исправлялъ христіанскія требы, кромѣ браковъ, которые обыкновенно совершались вь Сарапулѣ у бѣглых поповъ. Вавиловъ былъ большой обманщекъ. Не смотря на то, что за злоупотребленіе часовенными доходами удаленъ бьілъ отъ должности наставника, онь и послѣ того продолжал самъ обманывать простодушныхъ. Онъ огласилъ святою старообрядицу Евпраксію, подвизавшуюся уедішенно въ лѣсу при рѣкѣ Камбаркѣ и погрсбенную въ 7 верстахъ отъ Михайловскаго завода. Сарапульскіс, камбарскіе и окрест-ныхъ деревень раскольники благоговѣйно чествовали инокиню Евпраксію и уносили съ сей могилы самую землю, счітая её цѣлебною, жертвовали богатыми вкладами Вавилову за его участіс въ псалмопѣніяхъ вблизи Eвпраксіиной могилы предъ мѣднымъ распятіемъ *.

Изъ Камбарскаго завода расколъ проникъ прежде всего въ приходы завода Милайловскаго, селъ Дубровскаго и Сайгатскаго. Крестьяне этихъ приходовъ, въ началѣ текущаго* столѣтіа, по распораженію начальства, переселялись на пустопорожнія Башкирскія земли Осинскаго уѣзда въ нынѣшній Савинскій приходъ. Сюда же и переселялись и удѣльные крестьяне Сарапульскаго уѣзда, Вятской губерніи. Тѣ и другіе были заражены расколомъ. Изъ Савинскаго прихода этотъ расколъ распространился въ приходахъ селъ Ершовскаго и Стефанова. Распространенію старовѣрства содѣй-ствовали торговля и родственныя сношенія заводскихъ и сельскихъ жителей сь раскольніками сарапульскими , рождественскими (нождевскими) , югоосокинскими и бизярскими; малонаселенность южной части Осинскаго уѣзда, болшія разстоянія между селами и деревнями, лѣсистая мѣстность, способствовавшая укрывательству старовѣровъ. Расколъ распространяли и усилили въ сихъ мѣстахъ также бѣглые попы, Иргизскіе лжеиноки, уральскіе скитніки и шарташскія скитницы. ІІосѣіцая здѣишнихъ старообрядцевъ, эти расколоучители и расколоучительницы уносили въ свои школы и скиты, ради обученія и искуса, молодыхъ людей, которые, по возвращеніи на родину, занимались исключитсльно распространеніемъ и поддержкою раскола. Однимъ изъ таковыхъ, постриженцемъ иргизскимъ Меѳодіемъ, былъ основанъ въ 60 верст. отъ его родины села Дубровскаго (при рѣчкѣ болыцой Усѣ) скитъ, помѣщавшій до 15 послушниковъ (разрушенъ 1827 г.). Внѣшнею поддержкою раскола здѣсь долго служили раскольническія часовни и молельни въ селахъ: Дубровскомъ, Сайгатскомъ и въ деревняхъ: Аманѣевой, Вуворѣ, Шагиртѣ, Ильняшѣ и Ошьѣ…..

Выше было замѣчено, что Пермскіе поповцы каются иногда заочно, посылая свое письменное покаяніе какому нибудь бѣглому попу, и получаютъ отъ него разрѣшитель-ную грамоту. Вотъ копія съ такой грамоты:

«Богъ милосердый и многомилостивый, иже насъ ради вочеловѣчивыйся, и всего міра грѣхи носяй, простивый первѣе Нафаномъ пророкомъ Давида согрѣшивша, и паки

рекъ верховному апостолу Петру: яко ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолѣютъ ей, и дамъ ти ключи царства небеснаго: и елика аще свяжеши на земли, будетъ связанъ на небеси, и елика аще разрѣшиши на земли, будетъ разрѣшенъ на небеси, той самъ всещедрый Богъ, за неизреченную его бла-

гость и всемилосердную милость, имярекъ, да проститъ и тебѣ чадо мое духовное, елика къ нему яко человѣкъ въ житие семъ согрѣшилъ еси, словомъ и дѣломъ, или помы-

шленіемъ, елика предъ Нимъ мнѣ худому исповѣда духовному своему отцу, священноіерею, имярекъ, и елика забвеніемъ, или невоспомяновеніемъ, или множества ради не успѣ извѣстити ми, да отпуститъ ти и сія, яко человѣколюбецъ, и подастъ ти о всѣхѣ совершенное прощеніе моимъ недостоинствомъ, въ нынѣшній вѣкъ и будущій, и да неосужденно тя предстати сподобитъ на страшномъ судищи своемъ, хотя и ждый и подавая всѣмъ спасеніе. Сый благословенъ во вѣки аминь». (Рукоп. тетр.)

«Велико пособіе умершимъ душамъ иже по нихъ кто въ коемждо родѣ дѣти или сродницы его, или отъ ближнихъ, или отъ чужихъ сердоболь поминаютъ, и крилицы (т. е. клирики) литоргисаютъ по нихъ, и вписываютъ въ помянники, сирѣчь въ синодики и въ свитки, и повседневныхъ литіяхъ поминаеми суть и почитаеми». (Отв. князю Аѳанасію В.—Рукоп. цвѣтн.)

7. Церковное пѣніе.

Церковное пѣніе у Пермскихъ старовѣровъ, для неприслушавшагося къ нему, кажется весьма страннымъ: поютъ они въ носъ, гнусливо и весьма протяжно. Такое пѣніе имъ весьма нравится, а наше партесное пѣніе они осуждаютъ, какъ странное и неприличное. «Сотворятъ ему Антихристу (говорится въ одномъ раскольническомъ цвѣтникѣ) пѣніе зѣло яко красное, сирѣчь, пестрое. Вопр. А что суть пестрое? Отв. Сирѣчь разногласное еретическое пѣніе.» Кіевское четверогласное и партесное пѣніе, по мнѣнію раскольниковъ, есть пѣніе нововводное, въ древности не бывалое, а ихъ пѣніе есть пѣніе древнее «ангелоподобное; изрядное осмогласіе, наипаче же и трисоставное сладкогласованіе и самое прекрасное демественное пѣніе» (Рук. цвѣтн. изъ отвѣтовъ Питириму). «Сицевое богогласное пѣніе, говорятъ они, пріятое отъ древле пра-вославныхъ Грековъ, церковь россійская содержала». Въ

защиту своего пѣнія старовѣры ссылаются на номоканонъ Аѳонской горы и даже на распоряженіе русскаго правительства касательно церковнаго пѣнія. «Въ номоканонѣ Аѳонской горы, собраннѣмъ отъ св. правилъ, изустроеній пѣнія сице засвидѣтельствуется. Собора 6 о правилѣ 75 Матѳ. Еже пѣти въ церковь приходящіи хощемъ, да ниже висканіе безчинное творятъ, и естество на вопль понуждаютъ, ниже что приглаголютъ. Уставиша убо отцы, да не поютъ священная пѣнія и псалмы вищаньми безчинными, и піянственными, и естеству нужду приносящими, ниже нѣкими доброгласіи не приличными, церковному составленію и послѣдованію, яковаже суть мусикійская пѣнія, и излишняя различія гласовомъ поющіи же гласъ свой или отончеваютъ или возносятъ, или одебелеваютъ, или велій вопль испущаютъ, себѣ да лучши инѣхъ явятся и человѣкоугодіе и тщеславіе исполнятъ. Сицевая пѣнія отъ церкве суть далече, и аще поющіи, правильно да запрещаются». (Рук. цвѣтн. отвѣты Питириму). Старовѣры ссылаются на Высочайшій указъ (1846 года), гдѣ такъ говорится о крюковомъ пѣніи: «Сіе пѣніе достойно бдительнаго сохраненія въ неизмѣнной его чистотѣ; потому что оно драгоцѣнный памятннкъ церковной древности, и отъ начала христіанства

въ россійской церкви сохранилось, бывъ ознаменовано церковнымъ характеромъ спокойной важности и умиленія; оно по свойству своему пріятно благоговѣйному слуху и привычно православному народу,коему итальянское пѣніе представляется страннымъ для Церкви».

Архимандритъ Палладій, Ректоръ Каменецъ-ІІодольской духовной Семинаріи.