Новости

В газете «Победа» Красногорского района Удмуртии № 70 от 21 сентября 2010г. опубликованы мои «Путевые заметки.»

…В очередной приезд на родину, пользуясь теплой погодой, мы с мамой и родственниками поехали на Тарасенковское кладбище, посетить могилки дорогих нам людей. Обычно грунтовая дорога непокорна даже «Ниве», но жара этого года оказалась нам на руку. Мама с грустью смотрит на зарастающие лесом поля. Все они перехожены её ногами агронома-полевода. Рассказывает, как в послевоенное время с них требовали распахивать каждый удобный ложок. А вот и неожиданная встреча, свидетельствующая о том, что эти места редко посещают люди. Перед нами поднимаются и на низкой высоте летят в сторону леска три журавля. Подъехали к кладбищу, по православной традиции прочитали «Начал» и пошли разыскивать могилы среди густорастущих елей.

Дед, Антон Матвеевич Чернышов, рассказывает, что однажды пошли рубить на кладбище деревья на дрова. А у рубщика топор из рук выскочил да по ноге. Поэтому никто деревья на кладбищах не рубит.

тамга

Дед осматривает ели и указывает на зарубку. Это «тамга», т.е. наш родовой знак, которым ещё прадеды метили поля, деревья, чтобы если кто чужой спилит дерево, то можно было найти вора. Кладбище заросло, но многие могилы ухожены. Разбредаемся, рассматривая надписи, старшие рассказывают о близких и дальних родственниках, обретших здесь покой. Короткое прощание, молитва и мы едем дальше. С пригорка видны Тарасенки, точнее то, что от них осталось. Останавливаемся. Оглядываем нашу малую родину. В разговоре проскальзывает забота. В деревне почти в каждом дворе были вырыты глубокие колодцы. Пока живы бывшие хозяева, как то бы их пометить или даже засыпать, чтобы не было беды. Наш водитель, Николай, рассказывает, что сам проваливался с трактором в старый колодец. Это задача для администрации, сколько таких заброшенных деревень и колодцев. Посетили кладбища в Ботанихе и Курье. Хотелось бы отметить, что местная власть ухаживает за кладбищами, они огорожены и благоустроены.

 Свой приезд мы подгадали ко дню празднования святого пророка Илии Фезвитянина, или как говорят на Руси «Ильин день». По преданию св. пророк Илия живым на огненной колеснице был взят на небо и в последние времена приидет, как предвестник пришествия Христова, поэтому простой народ так почитает его. А ещё ему молятся о дожде. Старообрядческая община в Курье небольшая, но дружная. Служба идет полным чином: Полуношница, Утреня, Часы и канон празднику. Старые обветшавшие родительские книги со старославянским шрифтом вызывают уважение. Горят свечи, неторопливые голоса воздают славу Господу. Звучат поминания о здравии Высокопреосвященнейшего митрополита Корнилия, священноиереев Дмитрия и Василия, о присутствующих и сродниках. После окончания службы раздаю небольшие припасенные подарки: распечатки старообрядческих газет, памятки в помощь кающемуся на исповеди, как составить завещание на помин души и диски с записями фильмов о староверии, духовных стихов и песнопений. Пожилые люди многое знают по памяти, а детям и внукам это будет интересно. Обмениваемся новостями горестными и радостными. Радость вызывает внимание сельской администрации, выделившей здание бывшей библиотеки под молельный дом, а в дальнейшем и храм. Идем осматривать помещение.

Трудов впереди много, много требуется и финансовых вложений. Помогают нам – приобрели краску, гипсокартон на стены, говорит председатель общины. Может быть кто-нибудь из читающих эти строки сможет помочь как финансово, так и непосредственно поработав на строительстве. Рабочих рук в деревне найти сложно. Причина одна -поработают, деньги возьмут и пьют.

Небольшое отступление.

В мире пытаются создать мнение, что русский мужик пьянница. Я с этим не согласен, и вот почему. Мой дед, Антон Матвеевич, рассказывает, что в послевоенное время они после баньки втроем выпивали чекушку водки за вечер; сегодня говорят о 20 литрах спирта на каждого в год, включая детей. Почему такое возможно. Идет информационная война против русского народа, и в этой войне не брезгуют ничем. Реклама пивных компаний лишь недавно была снята с одежды спортивных команд России, убавилась на телеэкранах, а для искоренения мифа о безвредности пива требуется время. Новой приметой жизни стали прочитанные наивные надписи молодежи на стенах: «Русский - брось бухать, займись спортом». А кто из вас знает об обращении Русской православной старообрядческой церкви « О вреде пьянства и борьбе с ним», в котором есть и такие слова: …Как ни прискорбно, некоторые христиане продолжают вести безнравственную жизнь, порождаемую тяжким недугом пьянства, разрушающим основы личной и семейной жизни, ведущим к ухудшению здоровья и душевной пагубе … Мне недавно довелось посмотреть фильм «Мировое правительство – проекты и директивы» белорусского публициста Евгения Новикова. Он рассказывает о повсеместной тотальной войне за умы молодежи, о Гарвардском проекте, о плане « Перестройка» который привел к распаду СССР и «цветных» революциях. О новых планах американских властей - «Хьюстенский проект», направленных на растление и уничтожение русской души – врачи, учителя, чиновники, силовики должны привыкнуть брать взятки. Для их прикармливания не надо жалеть средств, а простой народ спаивать, показывать им сериалы, разрушающие моральные устои, внедрить ювенальную юстицию. Честнось и порядочность должны осмеиваться, а культивироваться безнравственность и цинизм. Они понимают, что пока Русь может рожать и воспитывать Мининых и Пожарских, Радонежских, Кутузовых, Трошевых, силовым способом её не завоевать. К сожалению средства массовой информации об этой войне предпочитают молчать.

Вернемся вновь в Курью. Пока одни пьют, другие украшают свои дома, участки. Цветники с колодцами и сказочными фигурками, резные наличники на домах.

Памятный крест у здания бывшего храма. Большой праздник в Ботанихе, который и сегодня вспоминают многие жители. Строятся новые дома; лишенные работы в городе, стали возвращаться домой. Места здесь красивые - пруд, река, лес, прохлада и чистый воздух. Вечером перебираем старые, с 1929 года, фотографии. Воспоминаниям нет конца. Что мне нравится в этих близких мне людях, это их добрая память о каждом, с кем сводила их жизнь.

 Дед Антон по памяти и рассказам стариков восстанавливал историю Тарасенок. Поправляет и дополняет составленное мною родословное дерево. Рассказывает, что гражданская война остановилась для них в Шишах, как проходило раскулачивание. Как выживали после войны благодаря своему ремеслу – изготовлению колес для телег. Показывает купленный у моего прадеда по отцовской линии верстак столяра-краснодеревщика. С трепетом трогаю более столетний инструмент, кормивший не одно поколение. В доме стоит старая русская печь. Хозяйка Евдокия Антоновна сепарирует сметану. Фотографирую. Дети, городские жители, с любопытством рассматривают предметы, о которых они знают только понаслышке. Теплое прощание. Бог даст -свидимся.

М. Лысков, администратор сайта «Староверие Прикамья».