Новости

Продолжая внимательно отслеживать публикации так или иначе связанные с исследованиями о благоразумном разбойнике, я встретил «Слово о благоразумном разбойнике» св.Аристида, афонского философа 2 века, более известного своей апологией христианства II века.

В дни, когда приближается день Крестных страданий и смерти Господа нашего Исуса Христа, мне кажется читателям будут интересны некоторые мысли из этого труда, опубликованного в журнале «Христианское чтение. 1887. № 3-4».  

Первое, это утверждение силы нашей веры в Господа:

«…еван­гельское повѣствованіе говорить, что Распятый находился на крестѣ, какъ простой какой-либо смертный, бывъ пригвожденъ къ нему, но бывъ распятъ во исполненіе пред- сказаній пророковъ, а окрестъ стояла великая толпа іудеевъ, приготовляющихъ смерть Господу. Ты видишь здѣсь  во всеоружіи самую смерть,—облеченнаго въ оружіе воина близъ креста, горькую желчь, приготовленную для питья, подвигшіяся освованія земли, измѣнившіеса законы при­роды, день, одѣтый мракомъ ночи, раздранную завѣсу храма, раздѣленныя одежды Распятаго и тунику Его, отданную по жребію, небесныя воинства ужасающіяся, потрясенную страхомъ природу вышнихъ и преисподнихъ, исполнившіяси предсказанія пророковъ.» (Т.е. для большенства присутствующих ничего не говорило о божественной природе Христа распятаго.) «…Что же Распятый? Вся совершишася нынѣ (Іоан. XIX, 30), говорить. Мудрый разбойникъ оказался здѣсь мудрѣйшимъ, слыша этотъ спасительный гласъ. Ибо хотя руками распростертыми и ногами пригвожденъ былъ ко кресту, но свободнымъ языкомъ своимъ произвелъ движеніе и произнесъ мольбу: вѣра, хранившаяся въ его сердцѣ, произнеся Его ими, возгласила: помяни мя Господи, егда пріидеши во царствіи Твое (Лук. ХХ111, 42). На это Распятый отвѣтилъ: днесь со мною будеши въ раи (Лук. ХХ111, 43). 

Нетъ, въ Распятомъ разбойникъ позналъ несомненно Бога, и за свое воззваніе веры призванъ былъ въ рай, а не самъ восхитилъ его отъ Господа. Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойниковъ, ибо руки хищниковъ не досягаютъ рая.

  Второе, это подтверждение божественной природы распятаго Исуса Христа:

Итакъ: какъ вѣруешь о Іисусѣ Христѣ, отверзаюшемъ paй, ты, слѣпотствующій, очами іудеевъ смотрящій на воплощеніе Еммануила? Если Христосъ кажется тебѣ лишь превосходнѣйшимь изъ людей, то вотъ этотъ самый Христосъ, по твоему мнѣнію только человѣкъ и притомъ распятый, отверзаетъ рай, становится выше самого Бога, рай затворяющаго,—одинъ и тотъ же, но въ то же время самъ себѣ противоположный. Не глупая ли это басня и не ­ложное ли ученіе, достойное смѣха и комическихъ пѣсенокъ, — или лучше плача! Мы же исповѣдуемъ, что Ра­спятый есть истинный Богъ во плоти, покланяемся Ему,  Господу, отверзшему рай.

Въ восклицаніи Распятаго содержатся и другія достойныя вѣры истины и ясные доказательства. Этотъ гласъ, присноживотворящій, который услышалъ са­мый разбойникъ, нѣкоему Лазарю отъ того же Распя­таго, прежде его распятія, возглашенъ былъ въ сопровожденіи великаго чуда, въ присутствіи самихъ іудеевъ, убійцъ Христа, которые скрежетали зубами, (говоря): ты простой человѣкъ, а творишь изъ себя Бога (Іоан. X, 33). Но является вѣра, и божественный гласъ тебя убѣждаетъ, къ сестрѣ мертваго говоря: аще вѣруеши, узриши славу Божію (Іоан. XI, 40). Подобнымъ образомъ и къ слѣпорожденному говорить: вѣруеши ли въ Сына Божія? Сей есть иже глаголяй съ тобою (Іоан. IX, 35, 37). Слѣпой какъ и нашъ разбойникъ поклонился ему, восклицая: вѣрую, Господи. Въ этомъ исповѣданіи слѣпой не одинъ свѣтъ тѣлесный нашелъ, по и позналъ самого Виновника свѣта, то есть Бога отъ Бога и Слово. Такую награду получаетъ восклицаніе, которое исповѣдуетъ нашу истинную вѣру въ Господа нашего Іисуса Христа. Итакъ прошу и молю всѣхъ васъ, вѣрные Христа возлюбленнѣйшіе, да подражаете вѣрѣ одесную (Христа) распятаго разбойника, къ его гласу присоедините свой гласъ, бывшаго же ошуюю разбойника осудивши, его невѣріе оплакавши. Ибо этотъ, поелику отступись отъ гласа Христа, первобытнаго блаженнѣйшаго пребыванія одесную съ сими двумя не имѣетъ, но помѣщенный ошуюю, тамъ и остался. И теперь видишь, какъ жалокъ грѣхъ невѣрія! ІІредъ тво­ими очами дѣла обоихъ разбойниковъ предлежатъ, по­стоянно повторяемый и прочитываемый изъ священпыхъ книгъ, которыя этими очевиднѣйшими доказательствами внушаютъ тебѣ твердую и несомнѣнную вѣру, что Распя­тый есть Богъ и Сынъ Божій. Ему слава.