Новости

Дарья Пюрияйнен: «Население уездного города Сарапула во второй половине XIX - начале XX в. « Часть2.

….Необходимо отметить, что в России в период правления Екатерины II и Александра I некоторым из течений староверов уже дозволялось избираться на общественные должности, но сведений по Сарапулу об их избрании в магистрат и другие общества горожан на данном этапе исследования не имеется. В период правления Николая I избрание раскольников в общественные должности почти полностью прекратилось, хотя официального запрета не было. Показательным может быть случай, произошедший в Сарапуле в 1850 г. На должности ратманов были выбраны два раскольника. Почти единогласно был избран представитель уже упоминавшейся выше семьи Колчиных мещанин Данило Данилович. Сорокаоднолетний успешный и богатый торговец, был одним из немногих грамотных членов магистрата. Решением кабинета министров в 1848 г. Данило Колчин должен был перейти в единоверие, но тот категорически отказался. Он был поставлен под особый, тщательный надзор полиции и предупрежден, что если будет замечен в любых раскольничьих действиях, то будет подвергнут строжайшему наказанию. Вторым ратманом был избран купец Прокопий Максимович Седов. Так же успешный и грамотный сорокадевятилетний торговец, якобы был уличён в совращении жителей из православия в раскол. В отношении Седова были предприняты те же меры, что и к Колчину.

. ..По итогам выборов в сарапульскую мещанскую управу за 1882 г., её старостой был избран Семен Петрович Мощевитин - раскольник поморского направления, глава местных староверов данного толка. …Медленно и сложно входили раскольники в общественную жизнь города, но уже через одиннадцать лет два члена городской Думы являлись представителями крупных кланов раскольников и активными городскими деятелями: «Колчин Иван Львович старообрядец, из мещан, сарапульский купец второй гильдии, образование домашнее, 46 лет, каменный дом в 1200 руб. и паровая толчея в 450 руб., старожил, член подготовительной и ревизионной комиссий и комитета сарапульского городского общественного банка с 1894 г. безвозмездно. Корелин Павел Самсонович - старообрядец, из купцов, сарапульский купец второй гильдии, образование домашнее, 56 лет, дом полукаменный и дом каменный в 4500 руб., был гласным городской Думы с 1884 по 1894 г., старожил, член учетного комитета сарапульского городского общественного банка и член сарапульского податного присутствия с 1894 г. безвозмездно».

….Большая доля (79 %) раскольников была грамотной, что может указывать как на высокий социально-экономический статус раскольников, стремление к образованию (в старообрядческих и общегородских школах). Из грамотных только 29 % имели традиционное домашнее образование и в большинстве это были лица среднего и зрелого возраста. Необходимо отметить, что обучение в городских учебных заведениях способствовало разрушению старообрядческих общин, сближению с никонианами и смене менталитета раскольников. О нелегальной старообрядческой школе, в которой во второй половине века учился Иосаф Михайлович Колчин, упоминает краевед Т. А. Бузилов. Иосаф Михайлович представляет собой интересный тип нового, образованного старообрядца. Будучи выходцем из бедной мещанской семьи, он сумел получить образование, стал владельцем типографии и с 1879 г. перешёл в число купцов второй гильдии. Сначала Иосафа воспитывала бабушка, которая и отдала его в староверскую школу, затем он продолжил свое образование в уездном училище. Колчин был вынужден рано заняться трудовой деятельностью. Будучи подростком, он работал в посудной лавке у купца. По-видимому он сумел сделать карьеру и, уже став купцом, женился вторым браком на восемнадцатилетней дочери Пойлова, от которого унаследовал типографию. Иосаф Михайлович стал первым издавать газеты в Сарапуле: сначала «Листок объявлений», а затем «Прикамский край». Интересны взгляды «нового старовера». «Прикамский край» был первой общественно- политической и литературной газетой, которая должна была стать выразителем городского сознания. Другим подтверждением высокой образованности старообрядцев служит тот факт, что «…Исследуя конфессиональный состав уральских городов, С. В. Голикова отмечает, что при богослужении сарапульские староверы приносили книги с собой. Большая их часть относилась к обеспеченным горожанам, что позволяло содержать дома обширные религиозные библиотеки. Так, в 1837 г. у сарапульского мещанина Е. Зайцева было конфисковано 28 книг общей стоимостью в 400 руб. Тайные библиотеки были конфискованы у купцов Баранова (инициалы отсутствуют) и И. В. Телицина. У мещанина Т. Смагина помимо книг в 1854 г. была найдена и обширная переписка со старообрядцами Европейской России…» Сарапульские поповцы поддерживали родственные и духовные связи с раскольниками из других местностей и, в первую очередь, Пермской губернии.

Какие же старообрядческие течения наблюдались в Сарапуле. …Смягчение государственной политики приводит к тому, что к 90-м гг. XIX в. численность раскольников стабилизировалась. Интересный материал представляет Первая всероссийская перепись населения 1897 г. По её официальным, опубликованным данным в Сарапуле проживало 569 старообрядцев. После обработки данных переписи, хранящихся в архивах ЦГА УР, нами было зафиксировано 497 раскольников, то есть 87 % от официальных данных. Столь существенная разница в подсчетах могла быть вызвана как погрешностью в подсчетах переписчиков, так и самого автора. Подвергнув анализу конфессиональный состав, обращает на себя внимание появление в городе старообрядцев-поповцев двух направлений: часовенного согласия и белокриницкой, или австрийской иерархии. Центром часовенного согласия являлся Екатеринбург, а австрийской иерархии - Москва. Таким образом, сарапульская община поповцев разделилась на два направления. Этот раскол отразил внутреннюю борьбу за доминирование между двумя центрами: Москва главенствовала в Центральной России, а Екатеринбург - в Сибири и на Урале. Занимая географически срединное положение, Сарапул был связан экономическими, социальными и религиозными связями с обоими регионами. …Австрийская иерархия является одной из разновидностей старообрядцев поповцев. Появившись в 1846 г., когда в старообрядчество согласился перейти бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий, она активно завоевывала своих сторонников среди поповцев. На стыке веков количество её сторонников среди сарапульчан росло. В начале века им удалось привлечь в город священнослужителя данной иерархии. Так, в фондах ЦГА УР находятся рапорты священников сарапульскому епископу: «О противозаконных действиях проживающего в г. Сарапуле лжепопа австрийской секты Алексея Шамкина и о совращении им из православия в раскол». Наличие в городе священнослужителя-раскольника существенно укрепляло позиции поповцев и ставило под угрозу переход к ним прихожан-единоверцев. Скандал закончился пятого февраля 1905 г. со смертью священника. …Часовенное согласие так же представляет собой относительное новообразование. Возникнув в первой половине XIX в. из недр поповства, оно получило свое название по форме богослужения, которые проводились в часовнях не священниками, а уставщиками. Таким образом, данная группа фактически превратилась в беспоповскую. В работе также приводятся материалы о секте иконоборцев и молоканах, хлыстах, скопцах и других сектах, которых правящая церковь, да бы скомпроментировать староверие, ставила в один ряд.(М.Б.)