Новости

Просматривая архив старообрядческой митрополии, я встретил материалы о старообрядцах Глазовского уезда Вятской губернии Бисеровской волости: переписка местного священника Митрофана Акишивича Русских с архиепископом Иоанном и епископом Александром, рязанским. И мне вспомнилась летняя встреча в Глазове с председателем старообрядческой общины Валентиной Шудеговой, поездка на место выделенное под строительство церкви.

 Предлагаю познакомиться с публикацией в Глазовской газете «Красное знамя»

 Глазовские староверы. Сколько их? Что для них счастье?

Валентина Сергеевна Шудегова, заведующая библиотекой села Октябрьское, - из староверов. 12 июня она стала участницей старообрядческого праздника в селе Кулига Кезского района. - Народу было много, со всех уголков Удмуртии, - рассказывает она. – Радует, что приехала молодежь. Из Глазова, Октябрьского, Курегово и Самков были делегации, парни и девушки, это добрый знак. - У нас в Октябрьском немало старообрядцев, и все серьезно относятся к вере, - рассуждает Валентина Сергеевна. - Знают, что старообрядчество появилось триста лет назад, прошло огонь и воду, было бито в советские годы, но выжило. Надо беречь веру, это понимают не только воцерковленные люди, но и остальные. Очень помогают власти республики. Всячески нас поддерживают. Два перста или щепоть? Валентина Шудегова о старообрядчестве знает все. И сама все каноны соблюдает. - Ваша вера очень самобытна, - говорю ей. - Да, крестятся у нас двоеперстием, а не щепотью, но не это самое важное: дети из семей староверов воспитываются в трудах праведных, в исключительном почтении к родителям и предкам своим, они не позволяют себе грубых слов и поступков. Таковы люди старой веры, я этим горжусь. Крестный ход - Валентина Сергеевна, к каждому празднику участники готовятся особенно, это так? - Вы правы. Нынче из деревни Кузьма Кезского района крестным ходом до Кулиги шла молодежь, путь неблизкий - 30 километров. Физически трудно перенести такую дорогу, но они не роптали. На праздник приехали бабушки-староверки из деревни Смольники Дебесской стороны. Их корни - в землях Красногорья, но бабушки уже давно уехали оттуда. Несмотря на солидный возраст, участвуют во всех старообрядческих праздниках, соблюдают каноны. Духовные корни - А много ли староверов в Глазове? - Их по фамилиям узнать можно. Все Вихаревы, Гавшины, Ичетовкины, Лузянины, Макаровы, Снегиревы, Тебеньковы, Тонковы, Ключеровы, Копысовы, Котляковы, Кудрявцевы, Конышевы, Крысовы, Шашовы пошли от староверов-пращуров. Да не только они. Всех не перечислить. Конечно, не все сохранили веру, многие первый раз о своих духовных корнях услышат. Но, может, захотят узнать больше. Церкви старообрядцев Старообрядчество сохранилось во многих регионах. Изменилось – да, но не умерло. В последнее время образуются новые общины, в них приходят новые люди, возвращаются те, кто не забыл, что в их жилах течет старообрядческая кровь. - Мы планируем строительство своей церкви, - говорит Валентина Шудегова. - У нас уже есть документы, землю нам отвели. Но нет денег. Будем собирать с миру по нитке. Построить церковь - одно, а создать общину совсем другое, дело нелегкое. Если удастся собрать общину, то и церковь можно построить. Мусульмане мечеть в Глазове строят. Молодцы! Мы тоже будем собирать пожертвования. Нам нужна церковь, чтобы быть вместе, молиться, исповедаться. На праздники старообрядческой культуры люди едут и в Кезский район, и в Красногорский. Значит, и в Глазов станут ездить. Староверы до восьмого колена - Расскажите о своей семье. - Мои предки до седьмого-восьмого колена - православные христиане, которые несли в себе порядок и знания староверские. Примерно в середине 18 века они переселились из Кировской области на Курьинскую сторону. Там образовали основные деревни, где поселились. Помню себя в раннем детстве - я видела и понимала, как папа, мама, бабушка гордились: они несут в себе старую веру! И помню свое внутреннее ощущение гордости: я - староверка! До сих пор горжусь. Воспитание верой - Валентина Сергеевна, как ваша семья - муж, дети - относится к вере? - Сыновья и молятся, и посты держат, и детей в этом духе воспитывают. У моих сестер то же самое. Муж был не из старообрядцев, но покрестился и стал человеком нашей веры. Это - счастье. Свой путь - Расскажите о крестных ходах, в которых вы участвовали. - Очень большой старообрядческий крестный ход - Великорецкий в Кировской области. Я его прошла трижды. - Что чувствовали в пути? - Во-первых, это большая нагрузка: надо пешком 160 километров пройти. Но люди проходят! В пути поют церковные песнопения. Идешь по лесу, и такая связь с Богом ощущается, что кажется, ты вот-вот взлетишь! Слышишь пение птиц, впитываешь звуки, красоту природы, воздух! Это непередаваемое чувство. Полностью уходишь от мирской жизни, потому что понимаешь: надо жить ради того, чтобы найти свой путь к Богу и не сделать на этом пути ошибок. Крестный ход дает цель, куда и зачем надо идти. Есть время, чтобы подумать обо всем этом. Дорога длинная - два дня в одну сторону идешь, день в Великорецке - там службы бывают, а потом после ночевки молодежь идет на реку Великую. Однажды на наш крестный ход приехал молодой отец с маленьким сыном. Мальчишечка то пешком шел, то на папе ехал. Отец к нему – с таким вниманием! Очень трогательно было. Пока есть такие папы, вера будет жить. «Идите за мной…» - Валентина Сергеевна, что бы вы хотели сказать нашим читателям? - Господь сказал: «Идите за мной. Ибо иго моё - благо, и бремя мое легко». Эти слова - главный ориентир в моей жизни. А если вам интересна история глазовского старообрядчества или вы готовы поделиться воспоминаниями о своих близких, прошедших духовный путь в этой вере, звоните мне по телефону 8-912-468-27-68 или пишите: schud.vs@yandex.ru. Газета «Красное знамя», г. Глазов