Новости

Память пылающих лет

(Старообрядчество и Великая Отечественная война)

     В 2016 году исполняется 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. Эта самая кровопролитная война в истории человечества не оставила в стороне ни одну семью. По последним оценкам война унесла 27 млн. жизней советских людей. Более половины из них – это мирное население страны. Вооруженные силы СССР потеряли 8 668 400 человек (без учета погибших в народном ополчении, партизанских отрядах). За годы войны из Удмуртии в ряды Красной армии было направлено около 300 тысяч человек. Погибло более 144 тысяч человек.

Многие тысячи верующих старообрядцев сражались на фронте, защищая Родину, и погибли, не дожив до победы, другие трудились в тылу и собирали пожертвования на оборону страны. Священнослужители, которые оказались на оккупированной территории, были замучены и расстреляны фашистами. Другие священнослужители и верующие, репрессированные и посаженные в тюрьмы еще в 1930-е годы, были расстреляны в первые годы войны.

Подобная участь постигла настоятеля Ижевского храма отца Кирилла Вдовина. Он был арестован 25.12.1937 г., осужден по 58 статье к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Находился в лагере Карлаг (Карагандинская область) – одном из крупных лагерей того времени [1]. Управление Карлага подчинялось только ГУЛАГу НКВД СССР. Первый отдел этого лагеря называли «тюрьмой в тюрьме», где заключенным добавляли срок, подвергали пыткам, производили расстрелы. В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда в составе трех лиц, называемая "тройкой". Приговоры исполнялись на местах. В лагере отцу Кириллу добавили срок: 16.06.1942 г. его осудили на 10 лет лишения свободы за антисоветскую пропаганду, которую он якобы проводил в лагере, а затем вновь приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 30 ноября 1942 года.

Другого священника отца Тимофея Гусева также арестовали, но потом отпустили. После закрытия в 1935 году церкви он тайно принимал православных христиан на исповедь у себя дома.

22 июня 1941 года был воскресный день. Там, где храмы не были разрушены в лихие 1930-е годы, люди возвращались со службы домой, еще не зная, что враг перешел границу и быстро продвигается по территории нашей страны.

Вот как вспоминает о днях войны прихожанка Покровского кафедрального храма города Москвы Галина Мариничева: «…нестерпимо тяжко вспоминать те дни: быстрый захват огромной территории страны, зверства оккупантов, беженцы, кровопролитные бои, бомбежки, холод, голод, и с каждой почтой – похоронки, похоронки, похоронки... Переносить эти страшные бедствия помогала нам Святая Церковь, укрепляя и поддерживая дух народа… Только там, в стенах нашего Покровского храма, мною овладевало чувство мира, успокоения. Вспоминаю праздник иконы Владимирской Божией Матери 8 сентября 1941 г. Мы поем на клиросе богородичные стихеры, а нам аккомпанируют выстрелы зениток, стоящих рядом с храмом, на стадионе. Вот служба кончается. Со слезами, с какой-то детской преданностью и верой поем: «О Всепетая Мати... от всякия напасти избави нас... Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия, сохрани мя во Своем Си крове...» И наступает ощущение полного успокоения, уверенности, что мы – под покровом Пресвятой Девы... Выходим из храма. Уже темно. В небе яркие вспышки от выстрелов зениток. Слышно, как рядом шлепаются на землю осколки снарядов... Но мы расходимся по домам спокойно.

Даже в октябре 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы и жителями столицы овладел панический страх, среди верующих сохранялись порядок и спокойствие, внушаемое Святой Церковью в Ее богослужениях с усугубленными в те дни молитвами, в Ее проповедях с церковного амвона» [2].

В самом начале Великой Отечественной войны старообрядческая Архиепископия обратилась к верующим с призывом встать на защиту Родины:

«В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир…

Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и, не щадя живота, постоять за други искренние своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину!

Сотворим же крестное знамение во имя Честнаго и Животворящаго Креста, святой и нераздельной Троицы, и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные. Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!» [3].

Архиепископия Московская и всея Руси собрала на оборону страны один миллион двести тысяч рублей. Как вспоминает Галина Мариничева «трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке «На оборону Родины», чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту» [2].

В годы Великой Отечественной войны государство повернулось лицом к верующим. Митрополит Корнилий в своей статье пишет: «В 1943 году начались перемены в отношении советской власти к религиозным объединениям. Не последнюю роль в этом сыграл патриотизм, проявленный верующими во время тяжелейшего периода войны. В государственной политике появились небольшие послабления в отношении старообрядческой церкви» [3].

В то нелегкое время, когда Красная Армия освободила от фашистских захватчиков практически всю Западную Европу и вступила на территорию Германии, у ижевских старообрядцев появились проблески надежды на возрождение своего храма [4]. 24 февраля 1945 года прихожане написали ходатайство о предоставлении им здания для молитвы. Подписали ходатайство: Смоленцев Михаил Иосифович, Смоленцева Марфа Кирилловна, Килина Татьяна Семеновна, Королева Надежда Семеновна, Голубева Раиса Родионовна, Налимов Анатолий Львович, Налимова Евдокия Кирилловна, Гусева Ефросинья Петровна и многие другие. Только в 1946 году (через 10 лет после разрушения храма!) начали собираться ижевские старообрядцы на соборную молитву в доме, который был предоставлен Семеном Ивановичем Шестаковым (сыном св.иерея Иоанна Шестакова) по переулку Ястребовскому, 14.

И вот наступил победный май 1945 года. Пасха в 1945 году отмечалась 6 мая и совпала с праздником святого великомученика и победоносца Георгия. Об этом высокоторжественном событии оставила свои воспоминания Галина Мариничева: «И вот мы идем к светлой утрене. Сколько же собралось молящихся! Давно я столько не видела – тысяч 12-14! На клиросах было невыносимо тесно. Поэтому, чтобы свободнее было петь, к началу утрени хор разместился наверху храма – «на хорах». И вот уже поем канон Священной Пасхи – «Христос Воскресе из мертвых!». Время приблизилось к часу ночи. Вдруг на хорах появляется запыхавшаяся от бега одна из певиц, работавшая в одном из иностранных посольств, и со слезами говорит:

– Христос Воскресе! Война кончилась! Только что получили известие. Теперь ждите официальное правительственное сообщение.

Я не могу выразить словами то впечатление, которое произвела на нас эта весть. С еще большим чувством радости продолжали мы пение канона: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимыи же весь и не видимый, Христос Бог востал есть, веселие вечное».

Когда служба кончилась, я поспешила домой. Мама и ее сестра были уже дома и накрывали стол. Дедушка разогревал чайник на керосинке. Вид праздничной комнаты показался мне необыкновенным. Сквозь чистые тюлевые занавески празднично струились потоки солнечных лучей, но и свет не был обычным, спокойным, недвижимым, а колыхался, волнами играл по стенам. Это было необыкновенно! Видимо, и солнышко радовалось этому великому дню – Дню Священной Пасхи и настающему Дню Мирной Жизни!

– Христос Воскресе! – воскликнула я. – Война кончилась!

В ответ я услышала только два слова:

– Воистину Воскресе!

Растерянные, потрясенные, они могли ответить только слезами невыразимых чувств...

С этого дня мы стали ждать официальных сообщений. Beчером 8 мая по радио было сделано предупреждение – ждать важное сообщение. Ждем... Вот уже 12 часов ночи... Время замедляет свой ход, появляется уже нетерпение... Час ночи... Ждем… И только часа в 2 ночи раздался торжественный голос Левитана с известием, которое ждали не только мы, но и вся страна и весь мир – ВОЙНА КОНЧИЛАСЬ!» [2].

Долгие четыре года длилась эта кровопролитная и разрушительная из всех войн в истории человечества. В истории Руси были разные периоды, когда враг пытался овладеть нашей землей, поработить народ, навязать другие, чуждые ему принципы, – это татаро-монгольское нашествие, времена смуты, война с наполеоновской Францией и другие. Но ничто не могло сломить силы народа, уничтожить его веру. В заключение приведу слова митрополита Корнилия: «Обращаясь к истории старообрядчества, можно легко найти ответ на вопрос, что может сплотить русский народ и способствовать его духовно-нравственному возрождению. Это — возвращение к хранимой старообрядцами православной вере, в которой и заключается душа нашего народа. Она есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения нашей духовности!» [3].

1. Архив УФСБ РФ по УР, дело № 1528 от 16.05.1938 г.

2. Мариничева Г. Воспоминания прихожанки Рогожского кладбища. Журнал «Остров веры». - 2003, № 4, июль. [Электронный ресурс]. URL: http://miass.ru/news/ostrov_very/index.php?id=10&text=130.

3. Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Они сражались за Родину! Журнал «Защита и безопасность». - 2016, №1 (76). [Электронный ресурс]. URL: http://ormvd-zib.ru/n1_2016/oni_srazhalis_za_rodinu/

4. Старообрядческая церковь в Ижевске была закрыта в 1935 году, а в 1936 снесена.

Елена Шемякина