Главная страница » Новости » О воспитании детей.

Новости

О воспитании детей.

В числе участников была Елена Павловна Шемякина из Ижевска, публикуем её выступление.

Е.П. Шемякина

Детская воскресная школа в храме Покрова Пресвятой Богородицы г.Ижевска: опыт работы

     Воскресная школа в Покровском храме города Ижевска действует с начала 2000-х годов. Основная возрастная группа – это дети 7-12 лет. В этом году начались занятия для детей 4-6 лет.

     В школе преподаются Закон Божий (основы христианской веры), церковно-славянский язык, крюковое пение. Проводятся занятия по основам изобразительного искусства - живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Преподаватели с высшим педагогическим и художественным образованием.

     Занятия проводятся в малой трапезной храма. Она оборудована всем необходимым для занятий. Есть столы, хорошее освещение, мольберт для показа наглядного материала. В большой трапезной мы оборудовали уголок для занятий с младшей группой: постелили ковер, благотворительно приобрели специальные столы и стулья для маленьких детей, доску.

     На занятиях преподаватели передают свой христианский опыт учащимся. Рассматривая ту или иную тему по основам христанской веры, приводятся примеры из собственной жизни, занятия проводятся в форме беседы. Наглядный материал используется частично готовый или из интернета или создается собственными силами, т.к. есть преподаватель – профессиональный художник. На занятиях используются дополнительные материалы, расширяющие содержание уроков – это рассказы из художественной литературы, стихи, сказки, притчи, христианские легенды, мысли святых отцов.

     По основам изобразительного искусства занятия проводит профессиональный художник, которая в храме занимается реставрацией икон. Основная задача, которая ставится на этих занятиях – формирование духовного мира детей путем приобщения их к различным видам искусства, в пробуждении их фантазии и воображения. Преподаватель старается передать детям любовь к родной природе, заботливое отношение к растениям, животным, умение сопереживать, видеть красоту в каждой травинке, цветке, явлении природы. Наш храм окружен лесом. На территории весной все расцветает, посажено много цветов-многолетников. Они цветут с ранней весны и все лето. Посажены плодовые деревья, а также кедры. Дети это все видят и стараются беречь эту красоту.

Другой задачей этих занятий является формирование умения и навыков изобразительной деятельности: знакомство с различными видами изобразительного искусства: живописью, рисунком, скульптурой, декоративно-прикладным искусством.

     Применение разнообразных средств на занятиях вызывает особый интерес со стороны детей. Поделки, сделанные с помощью пластилина, соленого теста, салфеток, ваты, ткани, бумаги, природного материала расширяют восприятие и возможности детей.

     Занятия по живописи построено в 2 этапа. Они основаны в передаче детям знаний восприятия цвета, формы и композиции. Но к сожалению дети в школе имеют разный возраст – старший дошкольный и 11-12 лет. Поэтому рисовать приходится не часто, т.к. дети могут не справиться с заданиями для 11-12 лет. Но мы стараемся преодолеть эти возрастные трудности в организации занятий, поэтому предполагается привлечение родителей для оказания помощи. Тем более что эта совместная работа объединяет родителей и детей, создает дружную семью из родителей и детей воскресной школы.

     Результатом этой деятельности являются выставки детских работ.

     Дополнительными мероприятиями к занятиям воскресной школы являются экскурсии по городу, музеям, библиотекам. Так в экскурсии по городу особое внимание было уделено рассказу о первом старообрядческом храме Ижевска, освященном в 1910 году, построенном на средства рабочих и купцов. А он был построен в кратчайшие сроки – всего за один год. Торопились ижевские старообрядцы, пользуясь очередной оттепелью для них, наступившей в эти годы. Детям и их родителям рассказывается о том, что с этим храмом связано драматическое прошлое наших дедов и прадедов – храм был разрушен в 1936 году. Все это звучит в экскурсии. Попытки построить на этом месте административное здание не увенчалось успехом, потому что как рассказывают старожилы, земля здесь проваливалась. И действительно экскурсанты увидели, что пресловутое советское здание при строительстве было отодвинуто вглубь двора.

     При проведении экскурсии по Национальному музею мы старались музейный материал связать с предметом преподавания в воскресной школе. Учащиеся познакомились с природой края, разнообразием ее, а также экспозицией-диорамой «Гражданская война в крае». К этому времени учащиеся уже прошли первые уроки по Закону Божьему. Материал экспозиции по отделу природы явился наглядным пособием к первым урокам о сотворении мира и его разнообразии. Музейный материал позволил также поставить вопросы нравственности, христианской морали. При проведении экскурсии по залу «Гражданская война в крае» учащиеся познакомились с озвученной диорамой, где с помощью наглядности можно было понять, к каким страшным последствиям может привести такое противостояние в жизни, как «брат против брата», «сын против отца» и т.д.

В современном глобальном мире мы сможем выжить, если сохраним преемственность поколений, благочестивые традиции предков в церковных богослужениях, в семейной жизни, в воспитании детей. На слайде – наши ветераны, которых мы поздравляем с Днем Победы. На встрече с учащимися воскресной школы они рассказывают о своем военном детстве, о родителях, ушедших на фронт, о том, как взаимопомощь и крепкая вера помогли выжить в те трудные годы.

Стало традицией проведение детских праздников, посвященных Рожеству Христову. Преподаватели разрабатывают сценарий. В этом году мы подготовили спектакль, в котором участвовали и дети, и преподаватели.

     В прошлом году также был подготовлен сценарий, где участники преодолевали различные этапы по пути следования, прежде чем дойти до вертепа. На пути лежали «камни», выполненные из бумаги, а под ними различные задания – исполнить духовный стих, прочитать стихотворение, отгадать загадку. А путеводителем здесь являлась вифлеемская звезда в руках ведущего. Детям очень нравится таинственная обстановка: мероприятие проходило в большой трапезной, при свете лазерного фонаря, большой свет был выключен. Преодолев все препятствия, как древние волхвы в те давние времена, дети оказались у вертепа.

      В летнее время в селе Балаки на юге Удмуртии был организован христианский лагерь, где были и наши дети. Свои впечатления о лагере написал свещеносец Михаил Шулаков и это было опубликовано в журнале «Радуга».

Учащиеся воскресной школы служат в храме свещеносцами, выпускники школы служат чтецами, диаконами.

     10 – 11 января 2016 года в г. Казани состоялась Всероссийская юношеская старообрядческая конференция «Подвижничество. Следы в истории. Взгляд потомка», в которой с докладом принял участие учащийся школы Вадим Сметанин. Хотя мы готовили 3-х докладчиков, но прошел только один.

     Каковы перспективы в развитии воскресной школы нашего прихода? Во-первых, на базе воскресной школы необходимо организовать кружки: вышивания, бисероплетения, переплетного дела и другие. Это позволит воспитывать свои кадры мастеров, поскольку в них нуждается церковь. Может быть в будущем вырастут и свои реставраторы икон и иконописцы, т.к. некоторые дети учатся в школах искусств.

     Во-вторых, необходимо решить проблему с летним отдыхом детей: организовать свой христианский лагерь. Тем более опыт такой у нас уже есть.

     В третьих, при церкви необходимо организовать музей старообрядчества. Активными помощниками в этом деле могут быть дети. В последнее время интерес к старообрядчеству повышается. Ижевск – один из крупных центров старообрядчества на Урале. На территории Удмуртии до 1917 года насчитывалось 17 старообрядческих приходов. Кроме того, недалеко от Ижевска в 1903 году была открыта старообрядческая школа для обучения уставщиков и требоисправителей (в деревне Черная Воткинского района). Других таких школ у старообрядцев в те времена насчитывалось только три: в Белой Кринице, в области Войска Донского и в Нижнем Новгороде – школа Бугрова. Четвертую школу открыли в Черной по приговору нижегородского съезда старообрядцев Белокриницкого согласия на всероссийские средства. Заведующим школой был крестьянин из местных старообрядцев Ефрем Леонидович Коробейников. Потомки этого рода Коробейниковых и сейчас являются активными прихожанами и помощниками церкви, а самое молодое потомство – учатся в воскресной школе. В ижевском приходе также есть потомки купцов-меценатов, на чьи средства была построена первая церковь в 1910 году. Так что показывать в музее есть что, традиции семей богатые. Музей должен явиться связующей нитью между прошлым и настоящим. Он должен наладить ту нарушенную цепочку, связь времен, которая была прервана в страшное время гонений на старообрядчество в XX веке и служить делу духовно-нравственного воспитания на положительных примерах прошлых поколений. Это тем более важно, потому что не только дети, но и некоторые взрослые мало знают или совсем не знают о жизни своих прадедов, их нравственных исканиях и духовных подвигах.

     Решение этих задач должно дать добрые, здоровые всходы на благодатной ниве духовно-нравственного воспитания.