Главная страница » Новости » История старообрядческого села Балаки.

Новости

История старообрядческого села Балаки.

Ранее на сайте был материал по истории села Балаки. Сегодня вам предлагается материал известного уральского исследователя, знатока истории уральских заводов, в том числе и Камбарского, Н. Лукина. БАЛАКИ Впервые современное село Балаки Камбарского района Удмуртии упоминается в документах Христорождественской церкви Камбарского Завода (действовала с 1794 года), а именно в исповедной росписи за 1804 год. Роспись согласно общепринятым правилам упорядочена по сословным званиям, но кроме того, мастеровые и работники завода разделены еще и по улицам Камбарки. А вот затем перечислены починки, относившиеся к заводской вотчине, даче, как тогда называлось все владение, принадлежавшее в это время Александру Григорьевичу Демидову (1737-1809), внуку Акинфия Никитича Демидова (1678-1745), по замыслу и поручению которого эта дача была приобретена, а на ней под управлением приказчика Михаила Иосифовича Кондюрина (1715–1774) построены в 1761-1767 гг. металлургический завод и заводской поселок. Среди починков, в которых жили приписные заводские крестьяне, есть починок Зайцов, названный по фамилии одного из первых его жителей. В начале 19 века в Починке Зайцове жили семьи заводских мастеровых Никифора Тимофеевича Зайцова, Иоакима Епифановича Бузилова ( он же Базарнов), Никифора Дмитриевича Балакина, вдовы Домники Никитичны Горлановой (она же Прохорова), Ивана Федоровича Ларина. В этой росписи напротив всех жителей стоит запись о том, что они состоят в расколе, поэтому на исповеди не были и не причащались. Из этого можно сделать вывод о том, что несколько семей старообрядцев решили жить на отдалении от заводского поселка по вполне понятной причине. Починок именовался Зайцовым (Зайцы) примерно до начала 1840-х годов, затем стал именоваться починком Балакиным, а позже – деревней Балаки. К этому времени большинство жителей Балак – представители фамилии Балакины. Со временем в Балаки из Камбарки подселились представители других семейств, например, Климовских, Малых. Камбаряки брали в жены дочерей и выдавали невест замуж за детей жителей Балак. Поскольку Балаки находятся в 12 верстах от Камбарки, возникает естественный вопрос, а как же жившие там работники завода добирались на работу каждый день, если, как учебниках истории написано, что эксплуатация труда была жуткая, и рабочий день длился чуть ли не 12 часов, а то и более? Достаточно просто прикинуть ресурс времени, чтобы понять, что реальность не укладывается в привычный шаблон. Дело же в том, что приписные к заводу крестьяне отрабатывали повинность, которая исчислялась в количестве дней отработки в году. У меня нет конкретного числа, но, думаю, что это было не более, а то и менее 100 дней в году. В отработку работники жили в казармах при заводе, трудясь действительно по 12 и более часов в день, а остальное время работали дома на себя, продавая результаты своего труда, приезжим купцам из Сарапула, Осы, Бирска и других соседних купеческих городов. Некоторые и сами стали открывать торговлю в этих городах, превратившись со временем в настоящих купцов. Многие же мастеровые на отработку повинности нанимали поденщиков, которым платили уже из своего собственного дохода. Балаки, как были изначально средоточием старообрядчества, так и оставались по начало 20 века, когда в результате либерализации законодательства в 1905 году стало возможным строительство старообрядческой церкви. С тех пор Балаки получили статус села.