Главная страница » Новости » Поиск сведений о судьбе сарапульских старообрядцев довоенного времени

Новости

Поиск сведений о судьбе сарапульских старообрядцев довоенного времени

Поиск сведений о судьбе сарапульских старообрядцев довоенного времени, публикации на сайтах «Староверие Прикамья», «Родная Вятка» привели к поразительному результату. Откликнулись родственники Порсевых, из ныне не существующей деревне Сенихе, Нечкинского района.

Воспоминания о роде Порсевых можно прочитать по ссылкам: мемуары Ильи Ивановича Порсева https://proza.ru/2020/02/21/417 или https://rodnaya-vyatka.ru/blog/14533/134381 , https://disk.yandex.ru/d/OyxAdqxjuAeoLg документы от Порсева Александра Александровича.

Мемуары прислал Георгий Нуруллин .

Нуруллин Георгий Михрафович родился в селе Галёво Воткинского района Удмуртии в 1955 году. Крещён в старообрядческой церкви .. По образованию физик, работал в Российской Академии Наук, школе и некоммерческих организациях. Пишет прозу, стихи и музыку. Женат, имеет троих детей. В настоящее время живёт в селе Сухая на Байкале, в Бурятии. Его бабушка Краснопёрова (Порсева) Ольга Петровна (1890-1975) из старообрядческой семьи родилась в деревне Сениха Сарапульского уезда Вятской губернии, была глубоко верующим человеком.

…о моём деде Краснопёрове Фроле Лукиче (Лукояновиче), родившемся неизвестно где предположительно в 1898 году и умершем в 1946 в починке Июльском (Берёзове) Воткинского района. Он был женат на моей бабушке Краснопёровой (Порсевой) Ольге Петровне старообрядке из Сенихи. Их венчание было в 1920 годах, жили они в то время в Июльском. У них выжил единственный ребёнок Краснопёрова Капилья Фроловна 1928 г.р. - моя мать.….

Порсев Илья Иванович пишет:

….. предки в 18-ом веке бежали из-под Рязани. Земли были скудные, суходольные, хоть живи, хоть помирай. Все горести-напасти вынесли, веры праведной не сменили, обычаев древних не нарушили. Приехали три брата Порсевы. Семен облюбовал место в низине пересеченной местности. Реку, ручей, родник назвали Сенихой. В устье этого родника построили дома, а потом запрудили реку, поставили мельницу. Так образовалась деревня Сениха.

Второй брат Юрий отошел по реке на три версты. Обосновался тоже на такой же местности. На той же реке, которая впадала в р.Каму. назвали деревню Юрихой. Тоже построили мельницу. Пруд доходил до деревни Сенихи.

Третий брат обосновался где-то в Болгурах (согласно подворной описи конца 19 века в Болгурах Порсевых не было, зато много Порсевых было в селе Епифанова или Епишонки недалеко от Воткинска, там, в частности, проживали три брата: Василий Ипатов Порсев, 1765 года рождения, Григорий Ипатов Порсев,1775 г.р. и Мирон Ипатов Порсев 1775 г.р.расстояние между Болгурами и Епифанова по прямой не превышает 15 км, Ипат мог быть братом Семёна и Юрия Порсевых, прим. ред).

У моего дедушки Гурьяна было пять сыновей.

Старший, Владимир, занимался ямщиной, прогоном, работал на лошадях, возил разные грузы от пристани Гольяны на реке Каме до города Ижевска, до завода, тогда называли так Ижевск.

Второй, Алексей, жил при доме. Дедушка построил кирпичный завод, делали кирпичи.

Третий, Данил, жил в Ижевске, учился делать охотничьи ружья. Впоследствии завёл мастерскую, купил несколько станков, которые работали от конного привода лошадьми, ходили по кругу, крутили привод и все станки. Делали охотничьи ружья шомполки, а потом берданки.

Четвертый, Кондратий, учился кожевенному делу в Сарапуле. Там жил, шил сапоги, рабочую обувь.

Пятый, Михаил, это мой отец, самый младший и самый грамотный был в то время. Был народным учителем, ходил по деревням, учил народ грамоте, школ тогда не было.

Были две дочери. Одна выехала в город Сарапул, Мария Кондратьевна, другая в город Воткинск.

У моего отца было два сына и дочь. Мне было четырнадцать лет, когда на мои плечи легло все хозяйство. Отец умер рано.

Дедушка держал семью в строгости, пока жили все вместе, даже пьяным не разрешал ходить мимо его дома. Лошади у него были хорошие закормленные, овес не ели, он за это их бил палкой.

Весной 1919 Колчаковская армия не обошла нашу деревню. У дедушки забрали лошадь с телегой и самого направили в обоз. Он сбежал, оставив лошадь, а остальные, кто остался, домой не вернулись. Отец был эвакуирован на Пермские заводы в Мотовилиху. Зате попал в Шанхай, в 1922 году вернулся домой.

Дальше идёт описание жизни этого большого рода, которое знакомо нам по воспоминаниям и рассказам наших дедов и родителей. Войны, голод, репрессии, учеба и труд, упорный труд и вера в Бога.

…..Все мои родственники из д. Сениха, которая сейчас не существует и все были старообрядцами.

1.Порсев Семён - согласно семейной легенде, основатель Сенихи, прибыл, согласно легенде из Рязанской губернии в 18 веке.

2.Порсев Гурьян - мой прапрапрадед (начало 19 века - конец 19 века)

3.Порсев Михаил Гурьянович - мой прапрадед (середина 19 века - начало 20 века)

4.Порсева Анна Клементьевна - жена Михаила Гурьяновича Порсева, моя прапрабабушка (середина 19 века - начало 20 века)

5. Порсев Владимир Гурьянович (середина 19 века-начало 20 века)

6.Порсев Алексей Гурьянович (середина 19 века - начало 20 века)

7.Порсев Данил Гурьянович (середина 19 века - начало 20 века)

8.Порсев Кондратий Гурьянович (середина 19 века - начало 20 века)

9. Порсева Мария Гурьяновна (середина 19 века - начало 20 века)

10.Порсев Пётр Михайлович (1866-1950) - мой прадед

11.Порсева Феодосия Васильевна (1868-1956) - жена Петра Михайловича Порсева, моя прабабушка, родилась в с.Селянки

12. Порсев Степан Михайлович (конец 19 века - середина 20 века

13.Порсева Анна Михайловна (конец 19 века - середина 20 века)

14.Порсева Ольга Петровна (1890-1975) - моя бабушка

15.Порсева Агриппина Петровна (1900-1969) - сестра бабушки

16.Порсева Степанида Петровна - сестра бабушки

17.Порсев Иван Петрович (1892-1937) - брат бабушки, пионер искусственного осеменения скота в Удмуртии, расстрелян в 1937 по доносу, полностью реабилитирован и занесён в книгу памяти Удмуртии

18.Порсева (Мерзлякова) Марфа Семёновна - жена Ивана Петровича Порсева, родилась в д. Пургыш

19.Порсев Илья Иванович (1915-1995) - мой двоюродный дядя

20. Порсев Степан Иванович (1918-1980) - мой двоюродный дядя

21. Порсев Григорий Иванович (1923-1942) - мой двоюродный дядя, погиб на войне

22. Порсева Александра Ивановна (1926-2006) - моя двоюродная тётя

23.Порсев Николай Иванович (1831- 2007) - мой двоюродный дядя, один из основных строителей современной староообрядческой церкви Белокриницкого согласия в Ижевске

24. Порсева Вера Ивановна (1933-2014) - моя двоюродная тётя

Настоятель старообрядческой церкви Ижевска Василий Колотов является родственником Ильи Ивановича Порсева.

И другая ветка Порсевых связана с Ижевским храмом, с родом казанского священника Калягина Алексея Ивановича.

Порсев Александр Александрович профессор, член-корреспондент по экономической кибернетике Украины, автор более десятка книг, пишет:

……Калягин Алексей Иванович, (1856-1931), сын Ивана Егоровича, был известным священником. Он активно отстаивал свою веру вместе со священником Залётовым Петром Даниловичем (1859- 1917). Они руководили строительством старообрядческого храма [1]. Храм находится в Казани на пересечении ул. Ульянова и Петербургская. Отец Алексей служил в Казани в этом храме с момента его постройки и до его закрытия Советской властью, пережив тяжёлые годы гонений на церковь и священнослужителей после революции 1917 года. Строительство храма началось в мае 1905 года, примерно через месяц после объявления Николаем II свободы вероисповедания. Средства на храм жертвовали десятки казанских и московских купцов-старообрядцев. Храм был освящён в сентябре 1909 года. Его жена Калягина Дарья Трофимовна (1858-17.11.1941) была незаурядным человеком, верным помощником своему мужу в трудные годы гонений на старообрядцев.

Их старшая дочь Анна Алексеевна Калягина (1881-1965, моя бабушка) вышла замуж за Гаврила Кирилловича Порсева (1868-1917, мой дедушка) из Ижевска. Гаврила Кириллович был коммерсант, был строгим и ревнивым мужем. У них было трое детей: Василий Гаврилович Порсев (8.04.1904-25.03.1980), Елизавета Гавриловна Порсева (1911-1944) и Александр Гаврилович Порсев (14.08.14- 3.09.93, мой папа). Гаврила Кириллович Порсев был из семейства старообрядческих купцов. Старообрядческая Церковь в Ижевске (уничтожена в 40-е) была построена во многом на средства купцов Порсевых и Оглоблиных .

Дальше жизнеописание во многом совпадает. У всех прекрасное образование. Трудовая жизнь, отмеченная наградами.

О ещё одной ветке Порсевых пишет Елена Осинкина. (Автор текста — наша соотечественница Елена Николаевна Осинкина, приехавшая в Испанию из Екатеринбурга, внучка сарапульской бабушки Татьяны Михайловны Порсевой (в замужестве Осинкиной) и камбарского дедушки Ивана Семеновича Осинкина, осевших впоследствии в Свердловске (ныне Екатеринбурге), — главных героев ее повествования.) Ссылка на первоисточник не работает, выкладываю на Я.Диск https://disk.yandex.ru/d/Z5jHiekvsFAyhA

Бабуся, Татьяна Михайловна Порсева, родилась 25 декабря 1898 г. в деревне Сениха Сарапульского уезда Нечкинской волости. Из реестра селений и жителей на 1891 г. удалось узнать, что в д. Сениха проживало 24 семьи (223 чел.), из которых 17 семей — Бобылёвы, 7 семей — Порсевы.

Деревня Сениха просуществовала примерно до 1971 г. Семья Порсевых впервые появилась в ней в конце XVIII в. Вот выписка из обывательской книги 1787 г.:

Порсев Алексей Игнатьев сын, сарапульской округи деревни Сенихи крестьянин, поселившийся, 34 лет. Женат пермского наместничества Осинского округа деревни Опары крестьянина Василия Юркова на дочери Авдотье. У них детей 4 сына и 3 дочери, Козма 13, Иван 5, Егор 2 лет, Никита году, Агафья 15, Катерина 9, Авдотья 5 лет. Имеет дом, купленной сарапульской округи починка Мыльникова у крестьянина Якова Фофанова, состоящей в большой улице, по левую сторону от рынку, во 2 квартале, номер 177. Живет в показанной деревне Сенихе. Торгует хлебными припасами, имеет водоходство мелкими речными судами.

Про Юрковых известно, что они основали поселение Букор Юрково. В 1797 г. Фоке Юркову было примерно 87—89 лет, у него было три сына: Иван, Степан и Василий. Возможно, что Авдотья Васильевна Юркова, на которой был женат Алексей Игнатьевич Порсев, была внучкой Фоки Юркова.

Просмотрев множество исторических документов, можно сделать вывод, что все Порсевы, поселившиеся в Прикамье, были староверы, среди них было много уважаемых людей: купцы; нечкинский приказной голова Михаил Порсев (конец 20-х гг. XVIII в.), помогавший скрываться иеромонаху-старообрядцу Иллариону, который, кстати, прятался в Сенихе; крестьянин Леонтий Порсев, проживавший в Сенихе в середине XIX в., владелец конной молотилки, которая приводилась в действие одной лошадью, двумя взрослыми и двумя малолетними работниками и обмолачивала до 300 снопов в час.

Родителей бабуси звали Анфия Михайловна и Михаил Леонтьевич, они были единоверцами. Известно, что отец бабуси был крестьянин. Поскольку в Сенихе не было единоверческой церкви, бабусю крестили в Сарапуле, в Никольской единоверческой церкви, построенной в 1848 г. Церковь закрыли в 1932 г., позднее ее перестроили в гостиницу, сейчас от нее остался только фундамент. По словам бабуси, она была единственным ребенком в семье. В списках старообрядческой общины г. Сарапула 1928—1930 гг. значатся Порсев Петр Михайлович и его супруга Порсева Феодосья Васильевна, из деревни Сениха. Факт перехода единоверцев в старообрядчество в начале ХХ в. имел место. Возможно, это был брат бабуси, но пока точно ничего установить не удалось.

Сарапульска старообрядческая община сегодня строит новый храм, взамен от отобранного. Планируем поставить поклонный крест на старообрядческом кладбище в Пугрыше. Бог даст, благодаря новым материалам о Сенихе, съездим и туда. Мы будем рады любой помощи в строительстве, в память о ваших благочестивых предках.