Главная страница » Исторические материалы » ИНТЕРНЕТ » По публикациям о староверии в Удмуртии

По публикациям о староверии в Удмуртии

Храм старой веры.

Еженедельная информационная газета «ЦЕНТР 14.03.2006

«Как только Бог возводит молитвенный дом, дьявол всегда там же строит часовню...» Даниель Дефо

По улице Советской (прежняя Троицкая), по четной ее стороне недалеко от Пророко-Ильинской церкви, о которой мы рассказывали в одном из прошлых номеров нашей газеты, возвышался когда-то храм ижевских старообрядцев, не принявших реформы патриарха Никона. Находился он на небольшой площади между домами №№ 16 и 20, напротив памятника Иосифу Наговицыну. Еще в 60-е годы мы, мальчишки, играя здесь, иногда видели странно, по-старинному одетых мужчин и женщин, которые стояли на этом месте и что-то тихонько пели или шептали на непонятном древнем языке. Старушки, идущие мимо по направлению к Троицкой церкви, с участием говорили: «Австрийцы» о церкви своей печалуются«. Некоторые жильцы соседних домов всерьез утверждали, что иногда слышат старинные величественные звуки службы, идущей в несуществующем уже храме древней веры, и печальный колокольный звон.

Ижевские «австрийцы» .

Несколько особняком стоял в Ижевске этот православный храм, полное название которого церковь в честь Покрова Божьей Матери. Принадлежал он старообрядцам так называемого «австрийского» толка или белокриничанам. Они представляли одно из самых многочисленных объединений старообрядцев в Удмуртии, и свое название получили от того, что центр их находился в русинском городке Белая Криница, на территории, входившей до 1918 года в состав Австро-Венгерской империи. Вообще старообрядцев различных толков и согласий было тогда очень много в Удмуртии. Среди них, помимо «австрийцев» (которые тоже были разделены даже внутри себя на «окружников» и «противоокружников»), были и беглопоповцы (три упомянутых толка считались поповцами, то есть имели собственную священническую иерархию), даниловцы (этот и другие упомянутые ниже толки были беспоповцами, то есть вместо священников у них были выборные наставники и начетники), филипповцы, аввакумовцы и т.д., и даже хлысты, весьма своеобразную, мягко говоря, богослужебную традицию которых практиковал, как говорят, «чертов старец» Григорий Распутин. Несмотря на то, что старообрядцы жили и работали в Ижевске уже достаточно давно (первое их официальное упоминание в Удмуртии приходится аж на 1764 год, а на Ижевских заводах они появились почти с самого их основания), свой храм они смогли поставить лишь в 1910 году. Все дело в том, что для официальной церкви они вплоть до 1905 года оставались сектантами, среди которых полагалось вести миссионерскую (то есть пропагандистскую) работу. Вот что, к примеру, писали в своей докладной записке в июле 1890 года об ижевских старообрядцах представители Вятской консистории священники Григорий Мощевитин и Михаил Караваев: «Раскольников считается 457 человек обоего пола. Они принадлежат к поповской и беспоповской сектам. Явносовратителей в расколе нет, если не считать раскольничьего лжепопа Ивана Шестакова)». С 1883 года старообрядцам было разрешено заниматься бизнесом и занимать общественные должности, но лишь в 1905-1906 годах они были почти полностью уравнены в правах с приверженцами официального православия. Но и после этого представителями официальной церкви они воспринимались достаточно ревниво, так как долгие годы гонений выработали в них твердость в вере. Так, во время конфликта между священниками соседней Пророко-Ильинской церкви Чайниковым и Рябовым, о котором мы упоминали в одном из прошлых номеров нашей газеты, разбиравшие этот конфликт представители сарапульского викариата указывали на то, что он может пойти только на пользу «австрийцам». Последнего боялся и один из конфликтеров о. Рябов. «Коренные прихожане и перешедшие из старообрядчества, — утверждал он, — пойдут обратно в австрийскую церковь, которая всячески старается доказать служением свое превосходство. Кроме того, австрийцы добились открытия своей школы, и земство ассигновало им суммы на содержание учителя».

О Покровской церкви и ее судьбе.

Храм в честь Покрова Божьей Матери был воздвигнут исключительно на добровольные взносы рабочих-старообрядцев Ижевского завода. За строительством его следили выборные представители старообрядческой общины. Они и избрали архитектора. Им стал выдающийся вятский зодчий Иван Аполлонович Чарушин, построивший к тому времени уже немало церквей в Удмуртии, среди которых был и знаменитый Свято-Михайловский собор в Ижевске. После победы «исторического материализма» в Ижевске старообрядческий храм несколько раз то закрывался, то открывался опять. При этом советские-светские власти невероятно раздражало упорство сторонников старой веры в отстаивании своих прав, которые формально были отписаны верующим Советами. Особенно раздражало их то, что старообрядцами в Ижевске даже в страшном 1936 году, по данным горсовета, считали себя 651 человек (почти столько же, к примеру, власти насчитали мусульман), то есть число их, несмотря на все гонения, оставалось устойчивым. Храм был снесен в 1937 году и недавно восстановлен, но в другом месте на улице 10 лет Октября (освящение произошло 16 мая в 1998 года, им руководил почивший в позапрошлом году митрополит Московский и всея Руси Алимпий). Но и перед сносом власти поглумились над старообрядцами. Так, с этой общины на содержание части улицы перед давно закрытым храмом в 1934-ом и 1935 году взыскали 1497 рублей 89 копеек (примерно пятьдесят зарплат ижевского рабочего). Когда же старообрядцы попытались получить свои деньги обратно на основании того, что «деньги с общины Гордорстроем взяты на определенную цель — строительство тротуаров и мостовой против церкви, что строительство это не осуществилось и что в дальнейшем, вследствии закрытия церкви, пользователем земельного участка под церковью будет другое лицо», советские крохоборы им отказали, заявив «не усматривая основания для отмены решения президиума горсовета, жалобу общины верующих бывшей старообрядческой церкви оставить без удовлетворения». Судиться с властью тогда «австрийцы» не стали, лишний раз, видимо, убедившись в правоте своих древних предшественников по расколу, которые считали, что от всякой власти надо держаться подальше. На сегодняшний день эта сумма с учетом всех коэффициентов стала уже весьма внушительной. Так что если среди сегодняшних ижевских правопреемников этого течения старообрядчества найдутся желающие восстановить историческую справедливость, в редакции газеты «Центр» есть копии этих документов, а где искать оригиналы, мы можем подсказать.

Газета Совершенно конкретно, 28-2007 г.

Свято-Михайловский собор был отстроен на добровольные пожертвования соли ижевской земли - рабочих Оружейного и Сталеделательного заводов и взносах других жителей поселка Ижевский завод. Собраниями рабочих, прошедшие во всех цехах и мастерских было принято решение об отчислении с каждого заработанного рубля одной копейки. С самого начала деньги на храм вплоть до 1906 года отчисляли даже заводчане-старообрядцы, хотя для официальной церкви они оставались сектантами-раскольниками и только в указанном году им разрешили приступить к строительству собственного храма (был возведен в 1910 году).

«ПРИГОВОРЪ

Мы, нижеподписавшиеся рабочие старообрядческаго вероисповедывания Ижевских Оружейнаго и Сталеделательнаго заводов постановили, что взыскиваемая с нас сумма в количестве 1% с каждаго заработаннаго рубля на храм во имя Михаила Архангела не вычиталась бы на таковой храм, а взыскивалась бы на вновь проэктирущийся наш старообрядческий храм и деньги взыскиваемыя с нас доверяем получать рабочему Михаилу Иосифовичу Смоленцову. Илья Богатырев, Егор Мерзляков и др.»

Заводское начальство им в этом препятствий чинить не стало, и даже более того, определило от себя чиновника, который помогал бы старообрядцам в сборе денег.