Главная страница » Приходская жизнь » Ответы священника

Ответы священника

18.01.2009

Обьясните пожалуйста, всякая ли милость угодна Богу, кому и как давать милостыню?

Ответ. Безусловно, не всякая милостыня будет принята Господом. Так святые отцы писали «....О милостыне нечестивых.... Надлежит же епископу знать, чьи плодоприношения он должен принимать и чьи не должен. Так, он не должен допускать к подаянию корчемников, потому что "не оправдается корчемник от греха", ибо о них Исайя сказал в одном месте, порицая Израиля: "корчемники твои мешают вино с водою". Должен он убегать и блудников (ибо: "не приноси ЯХВЕ платы блудницы"), и хищников, и желающих чужого, и прелюбодеев; ибо жертвы сих гнусны пред Богом. Но и тех, которые вдовицу теснят и сироту угнетают и темницы наполняют невинными, или худо обращаются со слугами своими, то есть бьют их, не кормят и изнуряют тяжелою работою, или опустошают целые города, должен убегать ты, епископ: и сих приношения мерзки. (Читать далее….) И мы в своей жизни должны знать об этом и исполнять.

Что касается второй части вопроса, то в повседневной жизни мы часто наблюдаем людей, собирающих на улицах или в транспорте подаяние, зачастую непременно деньгами. Предложите им хлеб, продукты, вещи. Жительница блокадного Ленинграда написала «…Голодный не смотрит на деньги, голодный смотрит на хлеб… ». Непременно подавайте со словами « Возьмите, Христа ради» .

Вопрос. В нашем городе нет храма, поэтому бывая проездом в столице, хочется сходить на службу. Но всякий раз меня смущает вопрос, как правильно себя там вести, как подать записочки, когда делать поклоны. Я уже имела печальный опыт, когда бабульки заставили меня встать у притвора и молча наблюдать службу.

Ответ. К сожалению, большинство наших приходов не имеет храмов, и многие утратили правила благочестивого поведения в храме Божьем. Хотя они мало отличаются от того, как Вы ведёте себя во время службы в общине. Это касается одежды, внешнего вида. Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами. Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. Рекомендуем Вам прочесть книгу: ПРАВИЛА благочестиваго поведения в доме Божием. Издание Кишиневской епархии, 2001 г., издана по благословению преосвященнейшаго Алимпия, митрополита Московскаго и всея Руси. Составители: епископ Зосима, Панкратов А. Мы поместили её в нашей библиотеке. В ней подробно освещены многие вопросы:

В каких случаях правила святой Церкви запрещают человеку входить в храм и прикасаться к его святыням.

Как подходить ко Кресту

О поклонах, совершаемых, согласно Уставу, во время церковной службы.

О порядке целования иконы праздника.

О благообразном поведении при принятии св. Причастия и многое другое.

Что же касается наших «бабулек», то об этом говорилось неоднократно - замечания делать добрым, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Не гнать инаковерующих, только указать отведенное для них место. Помни: если ты отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.

Книга переиздана в 2008 году и продается в церковных лавках. Примечание админа: “Одна благочестивая женщина на Рогожском предложила мне к рубашке с короткими рукавами нарукавники, чтобы я смог принять участие в богослужении, но другая так осадила молодого человека, зашедшего посмотреть храм, что вряд ли он уже туда вернется, да ещё польет грязью старообрядцев на каком-нибудь Интернет-форуме.”

Вопрос. Я узнал, что храм Ксении Петербургской в Сарапуле ранее принадлежал нам, старообрядцам. Почему он сейчас принадлежит РПЦ и собираетесь ли Вы что-либо делать, чтобы возвратить его старообрядцам Сарапула?

Ответ. Да, храм построен в 1912 году после манифеста Николая 2 о свободе вероисповедания, на средства старообрядцев. Об этом имеется историческая справка. Затем, после революции, он был отобран. В последнее время там находился склад в/ч. Когда церкви стали возвращать отнятые храмы, то местные власти передали его с баланса музея МИКСП (???) местной общине РПЦ. (Протокол от 1989 года, фонд Р-36, л.267). Недостатки правовой системы, к сожалению, позволяют это делать. Примерами служат храмы в Иваново, Моршанске, Алешино и др. Мы сегодня с правовой точки зрения не можем ничего изменить. Мы можем и говорим об исторической несправедливости и взываем к совести членов общины РПЦ, просим местные власти как-то помочь нам, но пока безуспешно. В Сарапуле есть еще два здания, ранее бывшие старообрядческими молельными домами. Сейчас в них проживают люди. У общины нет средств чтобы выкупить эти квартиры или расселить жильцов, а городская администрация не имеет юридических оснований для внесения этих статей расходов в городской бюджет.

Вопрос Что такое соборование? В каких случаях его совершают священники?

На вопрос прихожан отвечает священноиерей Василий Колотов (Ижевск).

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иякова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Ияк. 5, 14—15). Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи Апостол и Евангелий, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего. Елеосвящение совершается над верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний.

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Тайн, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется.

(«Радуга» N 10)