Старообрядцы Святогорской стороны. ч.2

Старообрядцы Святогорской стороны.

В Тарасенках и Заимках.

В 1905 году, после выхода указа Николая II о веротерпимости, власти прекратили настойчивую борьбу со старообрядчеством. Так староверы и жили со своими обычаями и традициями, пока на них не обрушилась антирелигиозная политика советской власти. В населенных пунктах Курьинской стороны в советские годы главным центром старообрядчества была деревня Тарасенки, где существовал молитвенный дом, жил священник и тут же находилось кладбище. Вот что написала об этом в своей дипломной работе Валентина Сергеевна Шудегова, родившаяся в деревне Погудино, заместитель директора Глазовской районной библиотеки: «В церковь (моленные дома) ходили после выхода закона «О веротерпимости» к Тарасенскому или Заимскому попам, соответственно и хоронили покойников на Тарасенском или Заимском кладбищах. До 1905 г. старообрядческая моленная была в д. Тарасенской, читаем в Вятских епархиальных ведомостях за 1888 год: «[Учитель миссионерской школы] Перевощиков произвел собеседование 3 января в дер. Тарасенской, где живет всегда уклоняющийся от собеседования лжепоп Степан Чернышов и имеет на своей одворице самочинно устроенную моленную, приспособленную к полному богослужению». По воспоминаниям старожилов, в начале ХХ века в Тарасенках батюшкой был отец Иоанн Чернышов. В 1922 году в д. Тарасенки из г. Нолинска приехал священник Иван Вологжанин, по образованию юрист. Иван Поликарпович Вологжанин родился в д. Еловщина Вятской губернии 7 января 1886 года, умер 19 октября 1973 года. В сан священника рукоположен 8 февраля 1922 года. Он активно занимался обучением детей грамоте, учил местное население научным основам ведения земледелия, закупал новые сорта зерновых культур. В начале 30-х годов ХХ века Иван Вологжанин был сослан с семьей на поселение на север. После войны примерно в 1948-1949 годах он приезжал в д. Тарасенки и тайно крестил детей своего прихода, в т.ч. и погудинцев. В 1949 году его определяют настоятелем храма в г. Гомеле, а в 29 июня 1956 г. он принимает иночество, вскоре в Москве Архиепископ Флавиан по соборному определению рукоположил его под именем Иринарх, епископ Киевский, Винницкий и Одесский»…

Здесь позвольте отойти от чисто религиозного аспекта жизни староверов, а коснуться их социально-экономического положения и достижений. Возьмем для примера этого же Якова Фомича Тырышкина, родившегося по данным Вятской энциклопедии в деревне Полом ныне Кирово-Чепецкого района (интересное совпадение - Полом есть и недалеко от Курьи). Почему он согласился пожертвовать деньги на храм в небольшой деревушке вдали от Вятки, сейчас трудно сказать. Однако Тырышкин был типичным представителем старообрядцев – грамотных, инициативных людей, своим трудом сколотивших в годы экономического подъема России солидный капитал. Начинал в юности простым возчиком грузов, но уже к тридцати годам стал купцом второй гильдии, затем – первой, крупнейшим судовладельцем на Вятке. Вот такими инициативными, умелыми, настойчивыми были и многие представители старообрядцев Вятской губернии, в том числе проживавшие в Глазовском уезде и в нашей Святогорской волости. По воспоминаниям старожилов, именно курьинская сторона в своих экономических связях была ориентирована на соседние вятские села и деревни. Здесь жили люди, владевшие разными ремеслами, что их выручало, поскольку плодородие земли тут не обеспечивало высоких урожаев. Жили не богато, но и не бедно. Типичные середняки – основные жители российской деревни.

После революции.

В первый послереволюционный год жители Святогорской волости подняли восстание против большевиков, вызванное изъятием у крестьянства хлеба и другими перегибами новой власти. Восстание было жестоко подавлено, после чего проведен суд над оставшимися в живых мятежниками и шестеро из них расстреляны, в том числе двое граждан по фамилии Сиговы (Сиковы в документах той поры), из чего можно предполагать, что это были староверы из Быгыра. В послереволюционные годы жители Багыра, который стал центром старообрядческой религии, вновь попали под репрессии. В 1931 году власти арестовали 34 человека, в том числе одну женщину, «за связь со старообрядцами-поморцами». После суда несколько 70-летних стариков приговорили к расстрелу, остальные получили различные сроки заключения и ссылки (полный список опубликован в газете «Победа» за 1992 год, а также эти фамилии есть в «Книге памяти жертв политических репрессий»). Еще интересный криминальный случай с жителями Архангельского, Прохорово, Баранов произошел в 1939 году. Тогда один из них организовал фиктивную сдачу хлеба в счет обязательных поставок по налогам – такие налоги были слишком разорительны. В это дело вовлекли 98(!) человек. После разоблачения 24 человека приговорили к расстрелу, других участников фиктивных хлебопоставок - к различным срокам заключения, хотя по законам того времени им полагалось максимум пятилетнее наказание. (Полный список в газете «Победа», 1992 год). По мере борьбы властей за атеизм и с пережитками прошлого, религия стала отходить на второй план в жизни людей. И это затронуло сразу несколько поколений святогорцев-красногорцев. За последние десятилетия ХХ века и по сей день наблюдается тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества. Этот спад нашел свое выражение в снижении посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов. А в более широком понимании - отходе современных старообрядцев от обычаев прежних поколений и утрате самобытности и культурных традиций, растворение в общей массе людей русской национальности. В данном отношении надо приветствовать создание центров русской культуры в Курьинском и Барановском СДК, где проводится немалая работа по сохранению традиций старообрядцев, их фольклора, обычаев. Творческие коллективы этих СДК участвуют в республиканских мероприятиях общества русской культуры. Например, побывали на всероссийском фестивале старообрядцев, проводившемся в Кулиге в 2006 году. Хорошим примером стали обмены концертами художественной самодеятельности между красногорскими коллективами и артистами из Унинского района Кировской области. Старообрядчество как религиозное направление в целом переживает в настоящее время состояние кризиса. Среди верующих основную массу составляют пожилые люди, в своем абсолютном большинстве – женщины. В Красногорском наиболее активна община молитвенного дома старообрядцев Древлеправославной (поморской) церкви. Его посещают до ста человек, жители Красногорского и деревень Багыр, Артык. В 2007 году делегация из троих человек побывала на заседании Совета Древлеправославной церкви в Петербурге. Также действует молитвенный дом другого согласия – поповцев – в селе Курья. На тему старообрядчества в последние годы написано два диплома, которые защитили Юлия Шулятьева (УдГУ) и Наталья Иванова (Глазовский пединститут), которых можно считать главными специалистами по этой теме в Красногорском районе. Их работы использованы для подготовки данной статьи.