Новости
Никола Березовский или Никола Закамский - почитаемый образ Прикамского края.
Никола Чудотворец самый популярный святой на Руси, который в самом широком смысле считался благоустроителем жизни. К нам в Россию образ Николы Чудотворца пришел вместе с Крещением и народ полюбил его за то, что он помогал всем просящим, - больные исцелялись, путешествовавшие, попавшие в бурю или шторм, спасались по молитвам Николе Чудотворцу. В то время, когда Россия приняла Крещение, память о Николе Чудотворце по всему миру уже иссякла, и люди забыли о нем, но у нас слава святого снова возродилась. В старообрядческой среде Мирликийского архиепископа ценили, прежде всего, за стойкость в вере и непоколебимое отстаивание истинности христианства. Начальные слова тропаря Николе «Правило веры и образ кротости воздержания учителю…» характеризуют Николая Чудотворца как учителя истинной веры. В каждом доме, без преувеличения присутствует его святой образ. Десятки современных старообрядческих храмов освящены в честь. В нашем крае издревле проходил Великорецкий крестный ход. Слава о чудесах Великорецкой иконы Святителя Николы описана многими. И в наше время жители Удмуртии принимают в нем участие. Но неожиданно, в процессе подготовки материалов о святителе Николе, я узнал что есть и другой почитаемый образ Прикамского края – это Никола Березовский или Никола Закамский, который чудесным явился на березе в месте которое сегодня известно нам как село Николо-Березовка. Село Николо-Березовка, где была обретена эта икона, находится вниз по течению Камы, в Башкирии, не далеко от Сарапула. «…При Иване Грозном на Осинское городище пришли земледельцы из великоруссов, а самое место, впусте лежавшее и уже ничье, тогда досталось Московскому Саввину Сторожевскому монастырю; царь, укрепив за переселенцами земли и рыбные ловли, в знак особой милости прислал сюда икону св. Николая Чудотворца, по которой слобода стала называться Никольской, до переименования ее потом, по реке, селом Березовским. По другому преданию, икона найдена была по р.Каме в дупле березы людьми Строганова, плывшими караваном по Каме, отчего и получила название Березовской. В копии писцовой книги 1596 г., составленной на земли жителей Ново-Никольской слободы и хранящейся в церкви с.Березовки, упоминается, что здесь в двух верстах стоит часовня черного попа священно-инока Ионы Пошехонца и старца Арсения Мезенца и что строят они здесь монастырь в честь Преображения Господня и св. Засимы и Савватия, соловецких чудотворцев…» Эти материалы принадлежат Чистяковой Наталии «Вторая жизнь с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского» (http://yaroslavova.ru/) Переписка с ней подтолкнула меня поискать другие сведения об иконе, найти её образ, о походе Ермака. Поверьте, это увлекательно. Но образа иконы я не нашел. Хотя узнал, что с этой иконой в Сарапуле совершались крестные ходы. «…В 1607 и 1657 гг. в Сарапуле и его окрестностях свирепствовала моровая язва. По преданию, в память чудесного избавления от эпидемии, бывшей в 1657 г., в город приносится с крестным ходом ежегодно к 8 июля из с.Березовки Уфимской губ. чудотворный образ св. Николая. Икона Березовского Николая Чудотворца – наиболее чтимая святыня по всей Каме. К 8 июля ее приносят в г.Сарапул и к этому времени года стекается множество богомольцев. К 9 мая икону носят в г.Уфу...» Переписка и поиски продолжаются. Интересно было бы узнать о её почитании в старообрядческой среде, о её сохранившихся списках. Об особенностях иконографии этого образа мы поговорим в дальнейшем.