Новости
Приводим небольшую заметку из журнала «Церковь», 27-1910 г.
Г. Сарапулъ, Вятск. губ. (Отъ нашего корреспондента).
Уже три года подрядъ въ нашемъ городе происходили религиозныя собесъдования начетчика Д. С. Варакина съ миссионеромъ господствующей церкви. Много интереснаго было на этихъ беседахъ. Но особенно выдаюшийся интересъ представляли беседы, происходившие здесь въ настоящемъ году. Это потому что, кроме беседъ съ миссионеромъ, состоялись еще беседы съ „бегунами", которые стали появляться среди темной невежественной массы и въ г. Сарапулъ. Беседъ съ „бегунами" здесь до сихъ поръ не было. Объ учении „бъгуновъ" неоднократно писалось въ журнала „Церковь" это должно быть многимъ известно. Скажемъ только что по всемъ вопросамъ, какъ съ миссионерами, такъ и съ „бегунами", Д. С. Варакинъ стойко твердо и решительно доказывать св. истину. Особенно отрадно было слышать намъ отъ г. Варакина что онъ предпринимает трудъ написать особым изданием книгу, въ которой будетъ детально разсмотренъ вопросъ о „бегунскомъ" учении. Это необходимо. Безпоповский вопросъ вообще разработанъ нашими дорогими защитниками очень хорошо, но по отношению къ этой отрасли безпоповства „странническаго" или „бегунскаго" согласия печатныхъ произведений мы ещё не видали, кроме „Выписокъ" покойнаго А. Д. Токманцева. Отъ души желаемъ успеха г. Варакину въ в этомъ добромъ начинании. Объ отличныхъ успехахъ г. Варакина на сарапульскихъ беседахъ засвидетельствовано какъ многими словесно, такъ и въ местной печати.
Небольшое примечание.
Для ведения полемики с православными миссионерами и старообрядцами других согласий в среде белокриницкой иерархии были подготовлены начетчики, которые разъезжали по всей России и проводили собеседования в защиту истины и правоты старообрядчества. Наиболее известные имена: Ф.Е. Мельников, Д.С. Варакин, В. Т. Зеленков, В. К. Кожилкин, В. А. Лукин, А.Д. Токманцев и многие другие. В журнале «Церковь» писали … «В ноябре 1908 г., в Петербурге происходил целый ряд собеседований, где со стороны старообрядцев выступали: известные старообрядческие начетчики Ф.Е. Мельников и Д.С. Варакин, а со стороны господствующей церкви тоже «известный» миссионер Ксенофонт Крючков и молодой миссионер Козлов. Старообрядческие начетчики выступили перед многотысячной аудиторией, которая в течение месяца с глубоким и неослабно напряженным интересом следила за ходом этих отныне исторических собеседований. С необыкновенной силой, аргументацией и красочностью раскрывали старообрядческие начетчики пред слушателями полные ужасов картины исторической драмы, пережитой старообрядцами. Не затерли и не смыли их с лица земли ни пытки, ни казни, ни оскорбительная политика русского правительства, а лишь крепли они, сплачиваясь среди скорбей и гонений. Трудно перечислить все те ужасы, коим подвергались старообрядцы: измышлялись беспощадные, жесточайшие пытки, тысячами сжигали старообрядцев в срубах, заточали их в тюрьмы, казематы и монастыри, создавая из обителей во имя Господа остроги, где пытали, гноили заживо погребенных страдальцев за веру. Не мало горело человеческих костров и на московских площадях». Светская печать отмечала поражения миссионеров, а Синод даже постановил прекратить беседы.
К нашему сожалению сейчас эта практика отсутствует. Полемика переместилась в среду ИНТЕРНЕТа, где неподготовленные в основной массе люди на форумах чаще отталкивают людей от православной веры. А порой, скрываясь под анонимностью, и специально искажают истину и разжигают ненависть, о чем уже писалось.