Новости
С таким необычным вопросом обратилась ко мне молодая женщина, моя знакомая. Разговорились. Оказалось, что у неё не крещен уже достаточно взрослый сын. Они с мужем старообрядцы, муж перешел в нашу веру при венчании. Всё думали в какой вере крестить сына. Пришли к батюшке, а он крестить сразу не стал. Сказал, что надо поготовиться. Как же так, мы завтра пойдем в другую (имеется ввиду новообрядческую) церковь, и сына сразу покрестят. Я стал говорить о неполезности такого крещения для спасения души, но не был услышан. Мне вспомнился разговор с одним авторитетным новообрядческим священником – ежегодно у меня крестятся сотни человек, а храм пустой. Где же они, воины Христовы. Какие ещё найти слова для спасения?
Предлагаю ответы отца Геннадия Чунина, Санкт-Петербург, возможно это кому то поможет. (P.S. Простите Христа ради, что не делаю ссылки на первоисточник, просто не запомнил где копировал этот текст для себя, Михаило Борисович.)
О сроках. Люди приходят в церковь самые разные, и время, необходимое для их подготовки, различно. Устанавливать единый для всех срок пребывания в оглашенных нецелесообразно. Немедленное крещение людей, только что изъявивших такое желание, крайне нежелательно. Для воцерковления одной декларации о желании креститься недостаточно. Нередко человек, зажатый в угол невзгодами, обращается к Богу, а как только жизненная ситуация нормализовалась, отходит так же легко, как и пришел. Решение креститься нужно проверять временем.
К воцерковлению человека нужно подготовить. Он должен научиться молиться, посещать храм, соблюдать посты, усвоить основы православия. Для всего этого необходимо время.
Из Писания нам известно много случаев причисления к лику святых людей, только что исповедавших себя христианами и сразу же принявших мученическую кончину. Мы говорим про них, что они крестились собственной мученической кровью. В экстремальных ситуациях, во времена гонений и притеснений крещение людей, только что изъявивших такое желание, вполне оправдано. В обычной же жизни главная помощь человеку не только в том, чтобы его крестить, но и в том, чтобы его научить. Крещеный, но не наученный, в своей жизни может много нагрешить и в итоге погибнуть, а наученный найдет возможность и принять крещение, и в дальнейшем избегать греха.
Каждому священнику Господь воздаст не столько за количество совершенных крещений, сколько за число приведенных ко спасению душ. А это совсем не одно и то же. Вообще же главным для меня при решении вопроса о крещении является наличие положительной тенденции в духовном развитии человека.
К сожалению, в случаях воцерковления мужей (жен) старообрядцев ради возможности венчания брака планку требований приходится значительно снижать.
Очевидны плюсы браков между единоверцами. В этих семьях нет глобальных противоречий по таким важным вопросам, как воспитание детей, совместное посещение храма, соблюдение постов. При заключении же браков между верующим и неверующим вышеназванные вопросы зачастую становятся столь тяжелыми испытаниями, что далеко не всякая семья способна их выдержать.
В наше время нередко женятся и выходят замуж «по любви», а не по разуму (иногда даже вопреки ему). При вступлении в совместную жизнь мы не можем знать, проявятся или нет впоследствии вышеназванные противоречия. Поэтому предупреждать молодых о вероятных трудностях необходимо, а отказывать в возможности благословения такого «неравного» брака нельзя. Надежда на создание хорошей, крепкой, христианской семьи всегда должна быть. Для верующего брак без венчания — это грех, муки совести и укоры братии. И чтобы человек не попал в столь тягостное положение, можно ограничивать требования к воцерковлению женихов и невест, искать возможный компромисс вплоть до изъявления согласия молодых принять крещение и венчаться. И в этом случае есть надежда, что верующая половина поможет неверующей обрести веру и жить по-христиански.