Новости

Мы продолжаем публиковать материалы об известных старообрядцах Прикамья. Во второй половине XIX – начале XX вв. имена представителей купеческой династии Ивана Савельевича Колчина, Устина Саввича Курбатова и их наследницы Ольги Петровны Карповой были известны большей части деловой России и всему населению Среднего Поволжья, Прикамья и Западной Сибири. И.С. Колчин и У.С. Курбатов, которые являлись двоюродными братьями, были уроженцами г. Сарапула. Среди предпринимательского слоя, который сформировался на территории Удмуртии в дореволюционный период, они являются, пожалуй, одними из самых значительных фигур.

Работа над темой затруднена рядом обстоятельств. Одно из них состоит в том, что И.С. Колчин и У.С. Курбатов принадлежали к старообрядчеству, поэтому данные о них невозможно обнаружить в метрических книгах сарапульских приходов. Принадлежность к старообрядцам, без сомнения, определяла круг общения, многие стороны и «тайны» их частной жизни. По всей видимости, Иван Савельевич и Устин (Иустин) Саввич относились к беспоповскому толку в старообрядчестве, поскольку оба не были женаты и не имели потомства.

В 1857 г. И.С. Колчин, являвшийся уже московским 2-й гильдии купцом, начал строительство в Нижнем Новгороде своего первого промышленного предприятия. Завод в те годы назывался «Паровое механическое заведение для поправки машинных поломок и починки судовых корпусов». Таким образом, И.С. Колчина можно называть одним из пионеров частного пароходостроения в России. В первое время завод собирал бельгийские пароходы, которые в разобранном виде доставлялись по воде в Нижний Новгород. Первый крупный заказ поступил на сборку пароходов, получивших название «Веста», «Паллада», «Камера». К этому времени мастерские превратились в достаточно крупное производство с подготовленными кадрами. К 1861 г. предприятие имело 5 корпусов и 28 станков. Созданная производственная база позволила перейти к конструированию и строительству собственных пароходов. Первыми из них были «Друг», «Радость», «Приятель».3 Пароходы строились из отечественного железа, которое доставлялось с Урала. Символичным является тот факт, что первые пароходы для р. Вятки – «Орлов» и «Вятка», с которых началось вятское пароходство, были построены именно у Колчина в Нижнем Новгороде.

Недюжинный ум, предпринимательская хватка И.С. Колчина привели его к мысли о распространении своей деятельности за Урал в Западную Сибирь, перспективный регион, в то время слабо освоенный в части развития пароходства и пароходостроения. В 1864 г., на р. Туре, около Тюмени, в пригородной деревне Мыс, И.С. Колчин и его компаньон, тюменский купец И.И. Игнатов, тоже из старообрядцев, начали строительство «Жабынского судостроительного и механического завода». К концу XIX в. это предприятие играет ведущую роль в судостроении Западной Сибири. За период с 1871 по 1917 на заводе было выпущено 115 судов разных типов, до десятка землечерпалок типа «Сибирь» и 58 пароходов общей мощностью 12 610 л.с. После смерти И.С. Колчина пароходство и механические судостроительные заводы по завещанию перешли наследнику и компаньону Устину Саввичу Курбатову. Приведенный факт определяет особенность этой купеческой династии. Абсолютное большинство купеческих компаний, торговых домов того времени носили семейный характер. Уникальность же семейного предприятия Колчиных – Курбатовых состоит в том, что при отсутствии детей, прямых наследников, основатели дела находились в постоянных трудах и заботах, направленных на укрепление и развитие своих предприятий, а затем передавали все имущество двоюродным братьям, племянникам. Подобные поступки напрямую зависят от психологического фактора – моральных, социальных установок. Поэтому, несмотря на всю сложность исторического фона эпохи периода реформ и капиталистической модернизации, требовавшей динамичной адаптации, изменения ценностных диспозиций человека И.С. Колчин и У.С. Курбатов продемонстрировали свою приверженность традиционным христианским ценностям, воспитанию, полученному в старообрядческих семьях.

Продукция курбатовского завода была отмечена золотой медалью «За развитие судостроительного дела на берегах Волги и за отличное выполнение пароходных паровых машин согласно требованиям русского речного судоходства». Формулировка достаточно точно определяла вклад предпринимателя в развитие пароходостроения. Полный текст предлагаем прочитать в разделе «Библиотека».