Новости

В. И. Байдин

Иконописцы Колчины (Справка).

В свое время мною высказано предположение, что замечание С. Дюлонга: «...в Ос[ок]инском заводе Красноуфимского уезда существовалf мастерская весьма ориги¬нальная...» - относится к иконописцам Колчиным, сарапульцам по происхождению, представители по крайне мере трех поколений которых проживали и работали в Иргинском (Осокинском) заводе Красноуфимского уезда Пермской губернии . Проблема в ре¬конструкции творческой биографии Колчиных состоит в том, что работая на горнозавод¬ском Урале, они оставались дворцовыми крестьянами, потом горожанами Сарапула и по¬этому слабо «зафиксировались» в уральских документальных материалах3. Основными источниками по данному вопросу по-прежнему остаются записи на принадлежащем Колчиным в XIX столетии «Подлиннике иконного писания» конца XVTQ в. из Древлехрани¬лища ЛАИУрГУ и подписные прориси из СОКМ и ЕМИИ. Имеются прориси Алексея, Василия (отчества обоих неизвестны), Ивана Алексеева, Василия Васильева (?), Устина Иванова, Ивана Александрова (?), Федора Колчиных. Четыре из них опубликованы. «Подписные иконы Колчиных, датированные 1795-1798, зафиксированы исследователями М. М. Красилиным и Г. И. Пантелеевой в действующих храмах Челябинской области» . Вот, пожалуй, и все.

В Нижнем Прикамье Колчины появились еще в конце XVI в. В писцовой книге 1596 г. основанной в 1591 г. на Осинском городище Новой Никольской слободы среди 46 человек (всего 30 дворов), что «сели на лготе во сто третьем году (7103, т. е. 1595. - В. Б.) майя 9 числа на пять лет», значатся «Василий Харитонов сын Колчин (здесь и далее курсив мой. - В. Б.) - Лодейщиков да брат ево Питранейко (sic!), да зять ево Сысойко, прозвище Некрас, Дмитриев сын Устюженин». За пять льготных лет они должны были «дворы по¬строить, и пашни распахать, и поля загородить», и затем начинать платить денежный об¬рок. На долю Колчиных с зятем, заключивших порядную, как и основная часть остальных поселенцев, на четверть выти, приходилось, по расчетам, 39 коп. годового оброка. По¬давляющее большинство поселенцев, обосновавшихся на Осе вместе с Колчиными в 1595 г., как и большинство остальных обитателей новопоселенной слободы, имеют харак¬терные прозвища (прозвания) или указания на места выхода: «Пермитин» - «пермитин» (из Перми Великой), «Верхокамец» - «верхокамец», «Усолец» - «усолец» (из Соли Кам¬ской), «Устюженин» (из уезда Устюга Великого), «Вычегженин» (с р. Вычегда), «Вятченин», «обвинец» (с р. Обвы, притока Камы) и т. д. Т. е. в массе они пришли сюда с севера Приуралья и Прикамья (Восточного Поморья). Можно предполагать, что и Колчины про¬исходили оттуда же. Показательно также указание на происхождение их зятя: «Устюже¬нин». Собственно дополнительное прозвище: «Лодейщиковы», - свидетельствует, что отец Колчиных или они сами занимались изготовлением лодей (речных судов; не исклю¬чено и наследование братьями этого ремесла).

В публикации писцовой книги 1596 г.: «В Осинском уезде (здесь в значении «на землях», «в округе». - В. Б.) к Новой Никольской слободе рыбныя ловли в р. Каме и в ма¬лых речках в Тулве и в Сиве, и в Бую, и в Сарапуле, и в Нытве, и в Очеру - рыбу ловят пермичи (опять выходцы из Перми Великой! - В. Б.) из оброков...». По-чувашски «Сара¬пул - желтая рыба» (стерлядь).

В 1616 г., во время восстания казанских татар (к ним присоединились также чува¬ши, марийцы, удмурты и башкиры), Сарапул вместе с Осой упоминается уже как «приго-родок» Казани, который «изменники» держали в осаде.

По дозорным книгам 1621 г. «село Вознесенское, что на Сарапуле» чуть ли не вдвое превзошло Осинскую слободу по численности населения: в нем 132 крестьянских и 63 бобыльских «живущих» дворов, не считая пустых. Примерно такая же картина наблю¬дается по окрестным деревням, относящихся, соответственно, «к Никольской слободе, что на Осе-реке» и «к селу Сарапулу». К последнему «тянуло» и с. Никольское (предшествен¬ник Осинской слободы. - В. Б), «что на речке Березовке» с 80 крестьянскими дворами и соседней восмидворной деревней.

В довольно многолюдном поселении, каким являлось дворцовое село Сарапул, по¬лучили распространение ремесла, в т. ч. иконописное. В переписной книге Строгановских вотчин кн. Ф. Вельского 1678 г. во владениях вдовы Федора Петровича Строганова (ум. 1671) Анны Никитичны в дер. Табары на р. Каме (ниже впадения в нее р. Чусовой. -В. Б.), где имелся и «двор вотчинников», среди крестьян «во дворе иконник Климанко Петров сын Вонявин, сарапулец, у него дети: Данилко да Тимошка семи лет; пришел в 184-м (7184, т. е. в 1675/76. - В. Б.) году». С иконописанием, возможно, был связан Ти¬мошка Иванов сын Красильников, пришедший из окрестностей Сарапула в недавно осно¬ванную Аятскую слободу на Среднем Урале в 1670/71 гг.; в 1680 г. он служил пищим дьячком местной судной избы и содержал на откупе площадное письмо в слободе, а его сын Ивашка по прозвищу «Красильник» занимался красильным промыслом.

Где-то в конце XVII в. Колчины появились среди населения соседней с Аятской Краснопольской слободы. Среди черносошных оброчных крестьян дер. Боровой этой сло¬боды, приписанных в 1703 г. к Невьянскому заводу Н. Демидова, значится Никифор Бори¬сов Колчин с 4-мя сыновьями в возрасте от 10 до 2 лет; в следующем году к заводу были

приписаны и братья Иван и Семен Ларионовы Колчины из дер. Дрягуновой - «ясачные русские люди». В списке крестьян Краснопольской слободы 1666/67 г., восстанавливае¬мой после сожжения ее в ходе восстания башкир и других ясачных, предков этих людей нет. Следующая перепись, - Л. Поскочина 1680 г., - зафиксировала значительный при¬ток сюда населения, преимущественно в деревни слободы. Прежние места жительства пришлых - уезды Поморья (6 семей), бассейна Камы (16), верхотурские слободы (21 се¬мья)16. Как оказалось, Бориско Трофимов Колчин, у которого в 1680 г. значатся сыновья Ларька и 20-летний Микишка (Никифор), а у Ларьки имелись малолетние дети Сенька и Ивашко, происходил из дворцовых крестьян дер. Шулдихи «казанского пригородка Осин-ского уезду» (как часто именовалась округа Осы. - В. Б.) и поселился непосредственно в Краснопольской слободе в 1668/69 г.

Вероятно, что кто-то из потомков именно краснопольских Колчиных перебрался на Нижнее-Тагильский завод. (Для старых приписных к демидовским заводам селений это достаточно обычно). В октябре 1753 г. упоминается «явившейся из отлучки» в. Нижний Тагил Родион Александров сын Колчин. В бегах он находился больше года, кормился ра¬ботой у крестьян разных деревень Арамашевской и Мурзинской слобод. Из относящейся к последней дер. Сарапулки Родион вернулся не один, а вместе с дочерью местного кресть¬янина Авдотьей Шороховой: «по блудному делу с согласья с ней обще сего месяца на завод возвратились» .

В списке раскольников Иргинского завода Петра Осокина, составленном в 1735 г., среди пришедших на завод «бес пашпортов» зафиксированы 28-летний Максим Прокопьев Колчин с 30-летней супругой Еленой Филипповой дочерью. О себе Максим сказал: «Родом Казанской губернии дворцового села Сарапула; из онаго села сошел в 1729-м году и жил по разным местам, а на Иргинском заводе живет с [1]735-го года, в расколе от рож¬дения своего, а в оклад (двойной раскольничий. - В. Б.) нигде не положен» . В проведен¬ной четыре года спустя цегентнером С. Нееловым новой переписи здешних старообрядцев Колчиных уже нет20. Отсутствует Максим и в списках присягавших недавно объявленно-

му наследником престола Петру Федоровичу на Иргинском заводе в начале (не позднее февраля) 1743 г.

Видимо, от младшего брата Максима - Степана Прокопьева сына Колчина, - 3 сен¬тября 1748 г. в канцелярию главного правления заводов в Екатеринбурге поступила под¬писанная им по пунктам челобитная («К сему прошению - Степан - Колчин - руку при¬ложил») на имя императрицы Елизаветы Петровны с жалобой на тогдашнего главного де¬мидовского уральского приказчика Стефана Егорова (Густомесова. - В. Б). С. Колчин со¬общал, что является крестьянином Сарапульской дворцовой волости Казанского уезда, записанным там в подушную перепись 1722 г. и по 2-й ревизии середины 1740-х гг.,