Новости

Пюрияйнен Дарья Михайловна опубликовала автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук « НАСЕЛЕНИЕ УЕЗДНОГО ГОРОДА САРАПУЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ». В котором на примере одного из наиболее динамично развивавшихся городов Прикамья второй половины XIX - начале XX в., каким являлся Сарапул - уездный центр Вятской губернии, рассмотрела процессы, проходивших в его среде: особенности формирования городской культуры, менталитета и взаимодействия различных социальных групп уездного города.

В разделе «Основные положения работы, выносимые на защиту», автор пишет: "Значимый вклад в формирование менталитета сарапульчан внесли старообрядцы. Благодаря наличию авторитетных, харизматичных лидеров, они длительное время играли ведущую роль в городском сообществе."

Во втором параграфе - «Влияние неофициальных православных объединений на формирование ментальностей горожан. Старообрядчество и сектантство» - дается конфессиональная характеристика русского города. В параграфе подвергнут анализу процесс влияния православных сект и старообрядческой церкви на формирование менталитета горожан (в том числе на примере купца Я. А. Китаева). На основе исследования сделан вывод о том, что в 40-60 гг. XIX в. старообрядцы были замкнутой и крайне закрытой общностью в городе. Связь с «миром» они поддерживали, главным образом, через состоятельное купечество, находившегося в постоянных разъездах в силу своей коммерческой деятельности. Оно, как правило, возглавляло общины. Наиболее многочисленной и организованной группой было поповское направление раскольников, которое оставалось доминирующим на протяжении всего исследуемого периода. В дореформенный период раскольникам города удавалось сохранять свои традиции неизменными и успешно противостоять официальной церкви. Старообрядцы, благодаря наличию авторитетных, харизматичных лидеров, были значимой социальной общностью, которая сыграла большую роль в формировании менталитета жителей Сарапула. Своим образом жизни, твердым противостоянием власти, сдержанностью, высокой нравственностью они вызывали глубокое уважение не только у горожан, но и, порой, у местных чиновников. Модернизация, ускоренная либеральными реформами 60-70-х гг. XIX в., не только облегчила положение староверов, но и начала менять их внутри общинные отношения. Активизация коммерческой деятельности привела к тому, что теперь в контакт с последователями официальной церкви вступали не только представители зажиточного купечества старообрядцев, но и остальная часть общинников. Новое время требовало высокого уровня образования. Обучались раскольники вместе с представителями других конфессий, что приводило к их взаимному сближению. Модификация личности старообрядца рассмотрена на примере купца И. М. Колчина. Под влиянием трансформационных процессов происходило нивелирование старообрядческих традиций, основанных на замкнутости общины. Тем не менее, основные религиозные принципы оставались неизменными.

    Мы постараемся более подробно познакомить Вас с работой Пюрияйнен Д. М.