Новости

Как березовцы икону выручали.

Въ Приволжскомъ и Прикамскомъ краѣ до сих пор сохранилось много преданій о темной грозной силе Пугачевщины. Нѣкоторые из этихъ преданий и расказовъ были уже сообщены нами въ XII кн. «Историческаго Вѣстника» 1884 года» Въ настоящее время намъ удалось записать въ Прикамскомъ краѣ еще одно любопытное преданіе, касающееся той же темы, интересное, однако, не по своему отношенію къ Пугачевщинѣ, а скорѣе съ бытовой стороны. Вотъ это преданіе.

Въ Уфимской губерніи, почти на границе съ Вятской, есть село Берёзовка, отстоящее отъ г. Сарапула, Вятской губ., въ 40 верстахъ, внизъ по теченію р. Камы. Въ церкви этого села съ давнихъ, незапамятныхъ временъ находится образ св. Николая чудотворца, по преданію — явленный и чудотворный, высоко чтимый, какъ святыня, во всемъ окрестномъ краѣ, на нѣсколько десятковъ верстъ кругомъ. Когда въ здѣшней мѣстности разнесся слухъ о приближенія Пугачева, мѣстное духовенство, чтобы сохранить свою святыню, отправило икону, съ согласія мірянъ, въ г. Сарапулъ, какъ мѣсто сравнительно укрѣпленное и болѣе безопасное. Здѣсь, въ соборной церкви, икона и простояла до конца Пугачевскаго погрома.

Когда пронеслась гроза и спокойствіе водворилось въ краѣ, жители гор. Березовки вспомнили о своемъ «угоднике» и стали просить у сарапульцевъ икону обратно. ПослѣднІе отказали имъ въ просьбѣ, приводя въ резонъ то обстоятельство, что они, какъ спасители иконы, имѣютъ право быть ея постоянными владетелями. Берёзовцы настаивали на своей просьбѣ, посылали для того въ г. Сарапулъ нѣсколько депутацій, но сарапульцы не сдавались и стояли на своемъ.

—     Нашъ, де, угодничекъ теперича. Мы его, батюшку, отъ бѣды вызволили, отъ Пугача спасли, а теперь онъ насъ за ето покрывать будетъ своей милостью.

Бились, бились березовцы — ничто не помогает, не удается уладить съ сарапульцами, да и на поди!

Надумались, наконець, предложить имъ выкупъ аа чудотворца. Предложили: «что хотите, берите съ насъ, только отдайте намъ святителя».

Но сарапульцы возмутились етимъ.    

—     Что мы, говорять, нехристя что ли какіе, ахи жиды, чтобы продавать аа деньги святой образъ? За кого вы насъ считаете? Чай, тамъ попъ-отъ, когда крестилъ насъ, молитвы чнталъ надъ нами, а не пѣсни сатанинскія пѣлъ, Нѣтъ ужъ вы это оставьте.

—     Ну, ладно,—говорить депутаты березовскіе,—мы тo оставимъ. А можать, вамъ такъ любѣе будетъ: вы намъ чудотворцевъ образъ отдадите, а мы вамъ ведро водки выставимъ. Сарапулъцамъ больше по душе пришлось это предложение.

—     Это, отвѣчаютъ, можно. За деньги продать образъ грѣшно, а ВЫПИТЬ ЗА труды во имя Божіе въ честь народа православнаго — это можно, это не грѣхъ. Только вы мало ставите. Ведро—что же... Вы посмотрите, вѣдь насъ вона сколько, а какъ вино будетъ, сойдется еще больше. Потолковали такъ немного съ березовскими депутатами и порѣшили на трехъ ведрахь водки. Березовцы туть же выставили водку съ торжествомъ взяли икону изъ собора и понесли въ свое село, гдѣ она находится и понынѣ.

Этоть рассказь с различными варіантами мы слышали отъ нѣсколькихъ человѣкъ въ самомъ г. Сарапулѣ.

Сообщено Я. А. Добротворскимъ. 1888_Istorichesk_vestnik