Новости
Часть 2.
Начало 20 века стало временем суровых испытаний для России. Первая мировая война, революция, гражданская война ¬¬¬– все эти события отразились в жизни каждого человека того времени. Вновь созданное государство изменило свое отношение к религии, «золотой век» век свободы закончился для староверов.
Община старообрядцев Ижевска была вновь зарегистрирована в 1925 году . Священниками в Покровской церкви в это время состояли Александр Ялунин и недавно приехавший в город в июле 1924 года Кирилл Дементьевич Вдовин . В архивном деле о регистрации общины есть данные, что в 1926 году священником в Ижевске служил уроженец города Сарапула о. Иоанн Мощевитин, судя по фамилии принадлежавший к известному купеческому роду . На тот момент, этому священнику уже исполнился 81 год, но больше данных о его службе в Покровской церкви нет. Членом общины мог стать любой верующий старообрядец, но на момент регистрации членов общины насчитывалось всего лишь 68 человек . Данные обо всех них известны точно, так как, согласно уставу, община обязывалась каждый год предоставлять списки своих членов. Уже в 1920е годы верующие начали подвергаться притеснениям. Так в феврале 1928 года у о. Кирилла Вдовина сотрудниками ОГПУ был произведен обыск с целью изъятия переписки, и хотя на протоколе обыска священник подписал, что переписка возвращена полностью, вероятно часть ее была перепечатана и сохранилась в архиве. По переписке можно сказать, что община Ижевских старообрядцев постоянно поддерживала связи с другими старообрядческими приходами, в том числе Казани и Москвы. В одном из писем содержатся интересные сведения о том, что о. Кирилл дал согласие на посвящение себя во епископа Уральского, но вероятно этому не суждено было сбыться. Большим событием в жизни прихода стало посещение Покровской церкви епископом Казанско-Вятским Филаретом в 1928 году. Помимо ижевской церкви посетил он так же старообрядческие храмы с. Перевозное и г. Сарапула . В 30-е годы отец Кирилл был внезапно арестован и сослан в лагеря, а позднее расстрелян в карагандинской тюрьме в 1942 году . Не пощадили в З0-е годы недавно отстроенную Покровскую старообрядческую церковь. В апреле 1935 года она была закрыта, а в 1936 году снесена. Формальным поводом для сноса церкви послужило строительство рядом с ней жилого дома . После закрытия церкви верующие перенесли всю церковную утварь в Троицкую церковь. До 1938 года они совершали в ней службы совместно с верующими патриаршей церкви . В феврале 1938 года ЦИК Удмуртской АССР постановил закрыть и снести Троицкую церковь. Участок земли, на котором она располагалась, потребовался под строительство стадиона «Зенит». Обе общины верующих предполагалось перевести в другую церковь – Успенскую. Старообрядческая община насчитывала на тот момент 345 верующих, из них в Ижевске проживало 79 человек . Очевидно, такое число прихожан значилось лишь по спискам, которые подавала община в органы власти. Складывающиеся сложные обстоятельства вынудили 28 октября 1938 года уполномоченных общины Смоленцова, Трифонова, Биянова объявить о роспуске общины . С этого времени община юридически перестала существовать, сведений о том, как жили древлеправославные христиане Ижевске во время Великой отечественной войны, не сохранилось.
Возрождение общины произошло в послевоенное время. Послабления, сделанные верующим во время войны, позволили старообрядцам зимой 1945 года подать заявление о регистрации их общины вновь. Для совершения молений необходимо было помещение. Выбор встал между домом, который предоставлялся старообрядцам в аренду Семеном Ивановичем Шестаковым, проживавшим на переулке Ястребовском дом номер 14, и половиной дома на Сенной площади номер 7, которую отдавал в пользование общине Смоленцов. Первый вариант оказался более предпочтительным для властей, вероятно, потому что находился дом в то время на окраине города, в полусотне метров от других жилых домов . Вскоре дом на Ястребовском был отдан в безвозмездное пользование, а в 1954 году подарен общине. Дар принимал председатель общины Останин Лазарь Михайлович. Несмотря на тяготы послевоенного времени община собрала деньги для ремонта дома, который был произведен в 1948 году . Известно, что старообрядцы в это время не оставляли надежды обрести новый храм, и даже предоставили проект церкви вместе с ходатайством о её строительстве в сентябре 1946 года. Однако в прошении им было отказано .
Священниками в покровской старообрядческой общине с 1946-го года по 1971 год в различное время были о. Федор, о. Стахий, о. Акинф Ложкин, о. Михаил Новиков . Отец Михаил Новиков, служивший с 1953 года, в 1970 году был переведен в Астраханскую епархию под давлением уполномоченного по делам религий .
Значительными событиями в жизни общины стали визиты в наш город епископа Клинцовского и Новозыбковского Иосафа Арсеньевича Карпова. Приезд его был организован по просьбе верующих Ижевска в 1968 и в 1969 году. По приезде он каждый день вел службы, на которых присутствовало более 500 верующих, с большим искусством произносил проповеди. Так, 17 декабря 1968г. в воскресенье, он говорил прихожанам о том что «Церковь это корабль на который накатываются волны. Если все матросы будут на месте, то с кораблем ничего не случится...» Далее он говорил: «Люди рождаются голыми, то, что нарастает, это от бога. Надо делиться с ближними. Если нечем поделиться подай стакан воды. Нужно любить друг друга – будет мир в семье, в обществе, во всем мире ».
Несмотря на то, что власти разрешили работу молельной верующие всегда находились под жестким давлением. В 1971-м году в Ижевск приезжает новый священник, отец Дмитрий Никифорович Шмаков. Отец Димитрий служит в Покровской церкви города Ижевска и по настоящее время. Во многом его трудами община смогла выжить во времена советского атеизма, сохраняя верность древнему благочестию развиваться по настоящее время.
Опубликовано:
Бронников Н.И. К истории Покровской старообрядческой общины Ижевска.// «Радуга», сентябрь 2009г. № 11 ст.10-11, январь-февраль 2010г. № 13 ст. 5-6.