Новости
Раскол в пределах Савинского прихода .
(Краткий очерк прошлого и современного его состояния и мер возможного уврачевания)
К числу многих православных и единоверческих приходов Осинского уезда, отличающихся значительным и даже, нередко, преобладающим раскольническим элементом населения, относится и приход Савинский. Было время, и сравнительно еще недавно, когда приход этот был очень обширен и вмещал пространство, ныне занимаемое Ошьинским, Шагиртским и отчасти Больше-Усинским и Верх-Буевским приходами. В то время преобладающим населением его было раскольническое. Когда и как первоначально появился раскол в пределах Савинского прихода и вообще во всем юго-западном углу Осинского уезда – сведения о том носят крайне общий и, в силу этого, неопределенный характер. И это само собою понятно, так как в пору заселения края никого особенно не интересовал вопрос о том, кто и какой веры заселяет его. Несомненно только одно: раскол появился здесь во второй половине прошлого столетия, одновременно с первым заселением края. Тогда, как известно, только что состоялось правительственное распоряжение, дозволявшее крестьянам удельного ведомства переселяться на свободные башкирские земли. Благодаря этому разрешению, сюда, особенно в Савинский приход, переселялись больше всего с побережьев Камы и из-за Камы жители соседней ныне Вятской губернии. В числе их были не одни удельные крестьяне, но и казенные, и даже беглые помещичьи. Часть этих переселенцев были раскольники. Новые насельники края не прекращали сношений с прежними своими родственниками, односельцами и религиозными центрами. Эти сношения в свою очередь привлекали сюда, на новые башкирские земли, из тех же мест новых посельцев, православных и раскольников. Так положено было начало заселению края, особенно усилившемуся в начале нынешнего столетия. Новые православные жители его, за дальностью расстояния, отделявшего их от старых приходов, вскоре же вынуждены были перенести свои духовные отношения с родных мест на Дубровское село и главным образом – Камбарский завод, с тех пор долгое время служившие источниками благодатного их «окормления». Раскольники же по прежнему поддерживали свои духовные связи с г. Сарапулом и той же Камбаркою, служившею также и гнездилищем раскола, куда частовременно наезжали тогда беглые попы и иргизкие иноки. С Камбаркой и Сарапулом, между прочим, у жителей Савинского прихода всегда существовали постоянные торговые сношения, так как Савинцы преимущественно перед другими снабжали заводских жителей Камбарки и городских Сарапула своим хлебом. Благодаря торговым связям укрепились и духовные, простирая свое господство и на православных жителей Савинского угла. Савинские раскольники нашли себе руководителей в Камбарских. Почти все они были в ту пору поповцами, почему ездили в Камбарку и Сарапул за справою своих треб, особенно – венчания. Оттуда же, в свою очередь, наезжали в Савинские пределы Камбарские наставники, иргизкие, Шарташские и др. раскольничьи иноки и инокини; изредка посещали здешние края и белые иргизкие попы. Этими взаимными сношениями местный раскол питался, был крепок и, как всегда, пытался возрастать на счет православного населения края. И это ему удавалось. Весь край Савинский представлял из себя в то время разбросанные среди лесов и болот в более или менее близких расстояниях друг от друга небольшие поселки, не имевшие па первых порах своего существования достаточных сил и средств для сооружения своей собственной приходской церкви. Даже в Саве тогда еще не было церкви; не было церквей и во всем округе. Православные церкви были тогда только в г. Осе, Дуброве и Камбарке. Весь громадный угол Осинского уезда, образуемый границами вышеуказанных мест, зависел в духовном отношении от Дубровы и главным образом Камбарки. До какой степени велик был приход их, можно судить по расстояниям, отделяющим Саву от той и другой. В настоящее время до Камбарки считается верст 90 и столько же приблизительно до Дубровы; в первой же половине нынешнего столетия это расстояниe, при тогдашнем состоянии дорог, можно думать, доходило до 100–110 и даже более верст…
Публикация из Пермских епархиальных ведомостей. Текст в электронном виде – Огарышев Сергей, Огарышева Екатерина. Подробно можно познакомиться на сайте www.permkraeved.ru - Церковный краевед Прикамья .