Новости

О закрытии старообрядческой церкви в Сарапуле.

17 апреля 1905 г. был издан Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату «Об укреплении начал веротерпимости». В нём признавалось, что «отпадение от православной веры в другое христианское вероучение или исповедание не преследуется по закону». Религиозным обществам старообрядцев присваивалось наименование общин, за ними признавалось право на владение движимым и недвижимым имуществом. За духовным лицами, избираемыми этими общинами для отправления духовных треб, закреплялось наименование настоятелей и наставников, причем лица эти, «по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью», подлежали исключению из мещан или сельских обывателей и освобождению от призыва на действительную военную службу. Отпавшие от православия люди уравнивались в правах с «лицами инославных исповеданий». 17 октября 1906 г. вышел ещё один Высочайший Указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий». Согласно этому акту, старообрядцам предоставлялось свободное исповедание их веры, отправление обрядов и образование религиозных общин для целей религиозных, просветительных и благотворительных. Общины – самоуправляющиеся единицы, с правом юридического лица, имели право на приобретение и отчуждение собственности, на иск и ответ в суде, образование капиталов и т. д. Община могла вести хозяйственные дела и избирать духовных лиц. Дарованный Николаем II закон привел к строительству храмов в Ижевске - освящен в 1910 году, в Камбарке - освящен 17 июля 1911 года, в Сарапуле- освящен в 1912 году, в с. Перевозное и д. Черное Сарапульского уезда. Сарапульский храм был построен по проекту инженера-технолога Максимова. Попытка узнать кто из архитекторов Максимовых, работающих в это время в С.Петербурге, мог быть автором проекта оказалась безуспешна. Их правнучка, историк Мария Кунките, подсказала какие учебные заведения давали право на проектную деятельность. Исследователи из Кирова прислали из архива дело о строительстве старообрядцами Сарапула храма: прошение в Вятское губернское правление разрешить сарапульскому мещанину Акиндину Григорьеву Баранову начать строительство, подписанное председателем Родионом Колчиным, Тимофеем Барановым, Семёном Колчиным, Иваном Зориным, Никитой Фофановым, Иваном Подкиным и священником Иваном Абрамовым. Сопроводительная записка подписана просто: инженер–технолог Максимов. Сопоставляя адрес-календарь Вятской губернии за 1911-1917 года, другие исследования этого периода и расшифровав подпись я был удивлен, не столичные метры архитектуры, а дорожный инженер Сарапульского уезда Николай Иванович Максимов создал столь замечательный проект храма, выдержанного в старой русской храмостроительной практике. Какие глубокие инженерные знания получали выпускники российских учебных заведений! Октябрь 1917 года изменил статус храма. Он стал собственностью государства и передавался общине для удовлетворения своих религиозных потребностей.

«…В начале 1920-х гг. даже самые радикальные большевики еще не ставили задачи разрушения храмов. Их разграбление и уничтожение священнослужителей (как физическое, так и нравственное) примерно десятилетие было максимумом того, что позволяли себе воинствующие атеисты Удмуртии…» пишет в своей работе д.и.н. Е.Ф. Шумилов (г. Ижевск). Декрет ВЦИК от 8. 4. 1929 “О религиозных объединениях” даже давал некоторую надежду, что храмы будут сохранены. Но это оказался лишь стратегический ход. Чтобы обосновать закрытие и уничтожение храмов, власти так или иначе выдвигали в официальных документах типичные доводы: решение собраний колхозников; распад церковного совета и религиозного общества(люди были репрессированы или запуганы); небрежное отношение к государственному достоянию, полученному ими в аренду. Например, 17 апреля 1927 года из старообрядческой церкви в Сарапуле было похищено несколько предметов церковной утвари. Вскоре дело о краже было прекращено, а убытки, в соответствии с этим договором, возложено восполнить членам общины. Были и другие причины. Всегда это было следствием обмана, запугивания и иного, многообразного давления тоталитарной государственной машины. В 1937 г. уже фактически давно начавшееся гонение было оформлено юридически.

В Центральном государственном архиве УР хранятся материалы о закрытии храмов на территории Удмуртии (фонд Р-620, Р-628). Дело № 659/8 от 13 июня 1940 года называется «О закрытии старообрядческой белокриницкой церкви Сарапульского района Удм. АССР». Протокол заседания Президиума Верховного Совета Удм.АССР №48 от 13июля 1940 года включает в себя Указ «О закрытии старообрядческой белокриницкой церкви Сарапульского района Удм. АССР». В деле находится справка Сарапульского горисполкома от 5 июня 1940 г.:

СПРАВКА
по вопросу закрытия старообрядческой-белокринцкой церкви в
гор. Сарапуле.
Исполнительный комитет Сарапульского городского Совета депутатов трудящихся своим решением от 5 июня 1940 года просит здание старообрядческой- белокриницкой церкви передать для использования под кино-театр.
Община верующих этой церкви в 1937 году при регистрации coстaвляла из 31 человека, а в настоящее время она распалась - верующих осталось всего 4 человека и в силу этого совершение религиозных обрядов в этом молитвенном здании с 1938 года не производится. Жeлающих взять это молитвенное здание для удовлетворения религиозных потребностей не отказалось, т.к. с момента вывешивания объявления на дверях церкви в течение одной недели заявлений не поступало. Имея ввиду, что религиозное общество распалось и желающих взять это молитвенное здание для удовлетворения религиозных потребностей не оказалось, поэтому необходимо эту церковь на основании ст.ст. 35 и 36 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года закрыть и здание церкви передать исполнительному комитету горсовета для использования под кино-театр.

Тот, кто внимательно и вдумчиво читает эти материалы, сможет сделать печальный вывод, что страшные репрессии тридцатых годов против церкви коснулись и старообрядцев. Из 108 членов общины в декабре 1930 года, в 1937 году осталось только 31, а 1940 году 4 человека.

Денег на переоборудование под кинотеатр в то время не оказалось, в связи с началом войны здание передано под военный склад.

До революции у сарапульских старообрядцев было еще три здания. Домашняя молельня в доме купца Вавилы Петровича Мощевитина (Никольская 9, ныне – Интернациональная 13), большой кирпичный двухэтажный дом. Мы знаем что в акте ревизии 26 февраля 1936 года (фонд Р-220 оп.1) записано - старообрядческая церковь. Со слов В. Мощевитиной священником был старший брат её деда Иван Семенович Мощевитин, который после закрытия уехал к сыну в Ижевск, а в здании помещались военкомат, другие заведения . Сейчас это многоквартирный дом. Два кирпичных здания на старообрядческом кладбище в районе нынешного Ленинского парка перестроены под квартиры. Местные жители говорят, что в одном жили попы, а в другом была «мертвецкая». «Мертвецкая» - это была часовня, где отпевали покойников. Старообрядцам до 1905 года не разрешали строить храмы. ( В отличие от храма в часовне нет алтаря, соответственно нельзя проводить полным чином богослужение,. часовни не рассчитаны на совершение Литургии. Богослужения проводимые в часовнях включают часы суточного богослужебного круга, откуда происходит их название. В часовнях также совершаются требы). Многие жители города Сарапул путают эти здания с единоверческой церковь, которая находилась метров 300 дальше и также в настоящее время является жилым домом. Помню, в конце 60-х мы бегали среди поваленных надгробных плит и с удивлением читали эпитафии и надписи «..здесь покоится купец.., мещанин…». Два мраморных надгробия со старообрядческого кладбища работники музея нашли в Воткинске и сохранили, их должны были использовать для отделки набережной. На одном надпись- купец Курбатов Устин Саввич, на другом- купец Колчин Иван Cавельевич.

          В период гонений на религию и Церковь властям удалось закрыть храмы, уничтожить большое количество икон, книг и других духовно-культурных ценностей. Но им не удалось убить в людях веру в Бога.  Единствееный храм, который не был закрыт, это деревянный храм в с. Балаки Камбарского р-на. Его не захотели брать не под школу, не под детский сад.