Новости

Дарья Пюрияйнен: «Население уездного города Сарапула во второй половине XIX - начале XX в. « Часть1.

В диссертационной работе Пюрияйнен Дарьи Михайловны: «Население уездного города Сарапула во второй половине XIX - начале XX в.: социокультурный аспект» 2009 год, есть раздел, посвященный старообрядчеству и сектантству. Я попытаюсь воспроизвести часть этой работы на страницах сайта. Старообрядцы издревле являлись частью жителей г. Сарапула, тем не менее, достоверных сведений об их первом появлении в городе пока не обнаружено. Можно предположить, что на момент церковной реформы Сарапул являлся достаточно крупным поселением и часть его жителей естественным образом, не приняв никонианства, могла остаться приверженцами старой веры. Массовое появление в городе раскольников, несомненно, было связано с географическим положением поселения. Сарапул, находясь на крупнейшей в регионе транспортной артерии - Каме, стал приютом для старообрядцев, стремившихся укрыться от гонений коронной администрации и официальной религии в Уральском регионе и в далёкой Сибири. Эта версия находит подтверждение в предании старообрядческой семьи Мощевитиных, которое повествует, что стрелец Иван Мощевитин был выслан из Москвы в конце XVII в. после поражения стрелецкого восстания. (ссылка)

М. Е. Салтыков-Щедрин, побывавший здесь в середине XIX в., в своих повестях «Мастерица» и «Тихое пристанище» под именем города Срывного показал Сарапул и его жителей: «…Но самая характеристическая особенность города, определившая однажды навсегда и состав и занятия его населения, заключается в его пограничном положении с другой губерниею. Оно представляет слишком много удобств для всякого рода тайных сделок и укрывательств ... . Исстари Срывный сделался ... становищем всевозможных раскольничьих толков...»

 Эту же версию выдвигал чиновник канцелярии вятского губернатора Кабалеров, расследовавший распространение в Сарапуле ересей в 50-е гг. XIX в.: «Раскол занесен в Сарапульский край поселенцами из других губерний, укоренился и развился при содействии местных обстоятельств». Подтверждением тому, что староверы проживали здесь уже в начале XVIII в. могут служить данные наиболее ранней из сохранившихся подворных переписей жителей Сарапула. Так, в «Переписной книге 1710 года дворцового села Сарапула с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Кудрявцева» уже упоминаются несколько семей влиятельных старообрядческих кланов Сарапула: Колчиных, Зылевых, Седовых и Мощевитиных Фактический материал свидетельствует о том, что в дореформенный период старообрядцы имели значительное влияние на общественную жизнь и сознание горожан: …православное духовенство синодской церкви Сарапула не всегда отличалось строгим соблюдением религиозных канонов. Безграмотность, нищета и пьянство священников не способствовали росту авторитета официальной православной церкви, а строгие и благочестивые староверы вызывали уважение населения …»

В 1842 г. в сложной конфессионально-политической ситуации в канцелярию вятского губернатора поступили сведения, «что в г. Сарапуле веротерпимость чрезвычайная и оттого, едва ли не половина жителей сего города состоят в отдалении от православия ...». На основании донесения губернатор вынужден был направить в город советника Губернского управления Сипягина, которому было поручено расследовать сложившуюся в городе конфессиональную ситуацию. Тщательное и всестороннее следствие, проведённое Сипягиным, в первую очередь, развеяло миф о количестве раскольников (вывод исследователя-М.Б.) Общее их число, по данным чиновника, в 1842 г. не превышало 10 % горожан (450 человек). Необходимо отметить, что губернские и местные чиновники были заинтересованы в занижении численности раскольников, чтобы не привлекать негативное внимание центральной власти к региону. Традиционно министерство внутренних дел (далее МВД) учитывало только официально записанных старообрядцев, предпочитая не замечать остальных укрывающихся. Можно предположить, что число старообрядцев-поповцев было в несколько раз больше статистических данных. Данное исследование выявило различия в отношении к старообрядцам центральной и местной власти. Расположенные вдалеке от центра провинциальные чиновники не всегда ретиво стремились исполнять заветы государства. Местная администрация находилась в тесном контакте с раскольниками, видела их высокую нравственность и трудолюбие, что, вероятно, и вызывало её терпимое отношение. К тому же и сами раскольничьи старосты стремились задобрить начальство различными дарами, а то и открытым подкупом. Поэтому даже и в 40-50-е гг. XIX в. Сарапул по-прежнему имел в губернии славу старообрядческого центра Прикамья.

 Интересные данные исследования об имеющихся часовнях, молельных домах и церкви у сарапульских старообрядцев (М.Б.). …..Особенно активную деятельность развернули купцы Колчины в начале XIX в., когда путем подкупа городничего Смульгинского они сумели добиться расположения местных властей и построить во дворе своего дома часовню, где совершали все необходимые религиозные требы. По свидетельству Сипягина, часовня закрыта в 1838 г. И больше не функционировала. ... На долгие годы идея создания собственного храма оставалась для сарапульских раскольников лишь мечтой. Свои духовные нужды они совершали в г. Казани, «где через тамошнего раскольничьего попа свенчано 12 браков, из коих один брак единоверческий и два таких, где одно лицо единоверческого исповедания, а другие раскольники...». Постоянные поездки в Казань были обременительны. И раскольники из числа зажиточных мещан и купцов подыскивали кандидатуру священника-раскольника, который согласился бы проживать в Сарапуле. Чиновник Эссен выяснил причастность к поискам купцов Назара, Михаила и Игнатия Колчиных, а так же мещан Ивана Зайцева и Прокопия Седова.

 …поверенный от сарапульских поповцев купец Андрей Владимирович Батурин написал прошение, направленное, минуя губернские власти, напрямую к министру внутренних дел. Возможно, лоббировал интересы сарапульчан сам Устин Савич Курбатов. И получил разрешение. Но местное священство сумело затормозить этот процесс. Лишь в начале XX в. раскольники сумели открыть в городе собственный храм. В «Памятной книжке Вятской губернии на 1901 г.» мы находим упоминание о каменной раскольничьей молельне в Сарапуле . В 1912 г. была построена Николаевская старообрядческая церковь, действовавшая до 1940 г. . В период расследования Кабалерова (1856 г.) по-прежнему наиболее крупной оставалась общность старообрядцев поповцев. Ревизор считал, что на рост их численности влияла близость Сарапула к Пермской губернии: «Поповщинская секта развилась значительно и ныне сильно развивается, преимущественно на границе Пермской губернии по рекам Каме и Савве - близь Сивы, к северу расположенные деревни сильно заражены расколом. Деревня Дубровина населена самыми свирепыми раскольниками, которые, по рассказам их, ведут свой род из Пермской губернии. Отличаются так же упорством в расколе починки Прокопьевский и Россихинский и д. Чернова (уд. Мостов, приказа). Весьма многие последуют расколу жители округов Боткинского и Ижевского заводов, и в деревнях удельного ведомства близких городу Сарапулу». Наибольшим влиянием и уважением среди горожан-раскольников по- прежнему пользовались купец Назар Колчин и мещанин Антон Мощевитин. Именно в их домах по праздникам проходили моления раскольников - поповцев. Исследуя обстановку, сложившуюся в городе, Кабалеров приходит к выводу о том, что раскольники не только не теряют своих позиций, но и за последнее время сумели существенно их упрочить. Он попытался проанализировать причины приверженности расколу значительной части сарапульчан. В записях было помечено, что многие его выводы, касающиеся причин распространения раскола, не доказаны.

Несомненно интересны данные о причинах перехода именно купеческого сословия Сарапула из староверия в единовериеИсследователь приводит их на примере купца Якова Андрианова Китаева. . (М.Б.)

 …Благочинный единоверческих церквей Вятской епархии сарапульской единоверческой церкви священник Василий Шутов раппортом от 16 марта 1855 г. донёс вятскому епископу о подозрении пермского купца Якова Андрианова Китаева в переходе из единоверия в раскол… К переходу в единоверие их толкали, как правило, лишь экономические выгоды, и именно поэтому смена конфессии часто была лишь формальной. Даже перейдя под давлением государства в единоверие, Китаев продолжает оставаться старообрядцем, как и члены всей его семьи. Итог был подведён только в 1863 году: «По указу Его Императорского Величества Городовой Магистрат решением полагает: Сарапульского временного купца Якова Андриянова Китаева и жену его Анну Савельеву за уклонение от единоверия в раскол на основании 216 ст. 15 т. книги первой ... к духовному начальству для увещевания и вразумления в правилах Истиной веры, но если не согласны будут обратиться в Православие или Единоверие, то подтвердить им о необнаруживании своей ереси к соблазну другим. За воспитание детей своих не по обрядам православной церкви на основании 208 ст. следовало обоих подвергнуть заключению в тюрьмах на время от одного до двух лет. Самого Китаева за ложные показания о состоянии им будто бы в православии на основании 1169 ст. Уложен, следовало подвергнуть аресту от пяти до трех месяцев ... на основании Всемилостивейших Манифестов 1855 и 1856 гг. ... от наказания освободить. Решение это объявить Китаеву в присутствии магистрата с правом апелляции...». Сам Яков Андриянович прожил до 1877 г. и скончался в возрасте 69 лет. Временное купеческое звание ему удалось перевести в постоянное. Религиозная противоречивость прослеживается в воспоминаниях потомков старообрядцев. Л. П. Колчина, повествуя о прошлом своей семьи, отмечает, что предки всегда оставались старообрядцами, посещая при этом то единоверческие церкви, то старообрядческие молельни, а то и приписываясь в число синодских православных. Главной заповедью сарапульских старообрядцев была поговорка: «Помалкивай, да верь по-старому». Исходя из такой конфессиональной двойственности, можно предположить, что в течение XIX в. реальная численность раскольников г. Сарапула была в три-четыре раза выше официальной.