Новости
Во всем мире старообрядцев всех согласий осталось не более миллиона, как утверждает латвийский историк старообрядчества В.Никонов. Тем большую ценность имеют для сохранения истории и духовности русского народа, действующие старообрядческие общины. Старообрядческие общины стали образовываться с 1906 года, когда в России был принят Высочайший указ о свободе вероисповедания.
История села Балаки начинается с 18 века. В 1741 году владелец уральских заводов Демидов Акинфий Никитьевич купил у башкир Уфимского уезда Казанской дороги Енейской волости землю. На этой земле он решил построить железоделательный завод. А недалеко от завода были основаны выселки и назвали их Балаки. По преданиям первыми поселенцами этого селения были Балакины. Первоначально там проживало 39 человек, а в 1917 году в Балаках было 175 дворов с населением 1200 человек. В настоящее время в селе проживает 290 человек.
(Любопытный факт:В «Самарской вольнице» (автор: Владимир Буртовой) первой части дилогии о восстании донских казаков под предводительством Степана Разина упоминается походный атаман Иван Балака. )
Интересно и другое, почему в «Пермских епархиальных ведомостях» начала 20 века, источнике, в котором фиксируется социальный состав каждого населённого пункта, нет упоминаний о селе или починке Балаки Осинского уезда Пермской губернии. Очевидно там жили только старообрядцы.
Житель Балак Вадим Килин пишет в своём блоге: Дорогие друзья! В сентябре месяце исполниться 100 лет жемчужине нашего родного села- деревянному Никольскому храму. И пусть он не причислен к числу памятников архитектуры-но можно с уверенностью сказать,что не многие деревянные строения проживают такой значительный срок. И ,как многие другие церкви, в советское время он утерял свой первоначальный облик-была разрушена колокольня. Сейчас делаются попытки вернуть храму его исконный облик. Давайте не останемся равнодушными к истории нашей малой родины!Ведь помочь можно не только финансами,но и добрым словом, и физической силой! Может быть у кого-то сохранились старые фотографии храма ,или какие-нибудь воспоминания бабушек, или что-то еще. Все материалы будут очень ценны для создания архива.
Чем можно помочь, что ещё известно о старообрядцах с. Балаки. Т.к. это поселение переходило территориально из Пермской губернии в Уральскую область, а сейчас относится к Удмуртии, то архивы разбросаны по многим городам, что затрудняет работу исследователей.
Архивная служба Удмуртии. Официальный сайт пишут:
Сретенская старообрядческая церковь ([1911]–1941; 1945 гг. – не уст.)
Сведений о строительстве церкви по документам ЦГА УР не обнаружено. Установлено, что в селе в 1910 г. существовали 2 общины верующих: беспоповцы – часовенники, не имевшие своего молитвенного дома, и старообрядцы белокриницкого согласия, которые в 1910-1911 гг. на месте старой часовни построили деревянный молитвенный дом по типу храма с куполом.
В 1930 г. молитвенный дом (церковь) был закрыт местными властями, обе общины распущены.
Сретенская старообрядческая церковь была официально закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 24 июля 1941 г. Здание передано под культурное учреждение. Открыта вновь на основании постановления СНК УАССР от 22 июня 1945 г.
В тоже время есть сведения, что : «…в период гонений на религию и Церковь властям удалось закрыть храмы, уничтожить большое количество икон, книг и других духовно-культурных ценностей. Но им не удалось убить в людях веру в Бога. Единственный храм, который не был закрыт, это деревянный храм в с. Балаки Камбарского р-на. Его не захотели брать не под школу, не под детский сад…»
К сожалению, когда храм стал Никольским нам неизвестно.
В его современной истории есть и печальная страница: 30 октября 2006 неизвестные, взломав замок, проникли в старообрядческую церковь, из церкви похищено 25 икон, ущерб оценивается в 666 тыс. рублей.
Немного материалов о его священстве.
Алькин Роман Максимов старообрядческий священник с. Балак, камбарского с/с, община 167 чел. Упоминается : «Материалы религиозных обществ Сарапульского округа за 1923г.
Мария Бельчева сообщает : Когда началась ВОВ, служил в то время о. Димитрий, соответственно всех мужчин призывали на фронт, так как и о. Димитрий тоже был отправлен.
Я уже писал о судьбе священника А. Зайцева.
Антон Харитонович Зайцев родился 17 января 1915 г. (по ст. ст.) в селе Балаки Вятской губернии, в старообрядческой крестьянской семье. Отец – Зайцев Харитон Платонович, мать – Зайцева Агриппина Савельевна. В1936 году моего брата, Зайцева Антона Харитоновича, взяли в армию. Прослужил он один год, а 1937 году его осудили и отправили на 10 лет в Магадан. В 1947 году 1-го ноября он приехал домой в село Балаки Камбарского района Удмуртии. Служил в церкви. В 1949 году его снова забрали и отправили в Сибирь в Красноярский край на выселки. Там он прожил с женой Ириной, родились дети – сын и дочь. После смерти Сталина его отпустили , они уехали в Алма-Ату. Там он организовал старообрядцев. Купили дом, сделали церковь. Реабилитирован 23.05.1989г. (Написала его родная сестра Горюнова Алевтина Харитоновна.)
О Зайцевых известно ещё:
ЗАЙЦЕВ Леонтий Харитонович, род. 1911, с. Балаки. Призван в Советскую Армию в 1941. Рядовой. Пропал без вести 19 июля 1942 под Воронежом.
ЗАЙЦЕВ Иван Харитонович, род. 1924, Камбарский район. Призван в Советскую Армию. Сержант. Погиб в бою 7 сент. 1943. Похоронен: д. Михайловка Полтавской обл.
ЗАЙЦЕВ Василий Харитонович, род. 1895, с. Ершовка Сарапульского района. Призван в Советскую Армию в 1941 Сарапульским РВК. Рядовой. Пропал без вести в окт. 1942.
К сожалению нет сведений о двух захоронениях на территории церкви.
В книге «К вопросу о феномене старообрядчества» Б.П. Кутузов Борис Павлович Кутузов – известный историк и публицист, исследователь старообрядчества пишет : …В Удмуртии в 1919 году старообрядцы деревни Балаки вначале даже помогали красноармейцам. Из политической сводки шта¬ба действовавших в этом районе красноармейских частей: «Де¬ревня Балаки... население старообрядцы, для революционного движения балакинцы дали добровольно молодежь в красные ряды. Народ богомольный, просит преподавать в школах Закон Божий и о социализме». Балакинские староверы, по-видимому, поняли свою ошибку позднее, когда власти стали закрывать храмы, расстреливать священников и загонять сельское население в колхозы. ..
Эта тема заслуживает своего исследования.
Долгое время общину окормлял священнопротоиерей Дмитрий Шмаков из Ижевска, затем постоянный священник отец Роман(Носков). Сегодня общину возглавляет Олег Бельчев, инициативный и молодой. Окормляет её о. Антоний из Набережных Челнов.
Пожелаем общине крепости духа и благоденствия, чтобы в ней всегда пребывал мир и любовь. Чтобы храм Божий стал тихим пристанищем и старым, и молодым, и всем нуждающимся, чтобы всегда возносилась в нем молитва верующих.
Небольшой фотообзор.
Захоронения у храма.
Председатель общины О.Бельчев. и о.Глеб(Бобков).
Владыка Евфимий с членами общины.
Митрополит Корнилий посвящает в чтецы сына о. Романа(Носкова) Сергия.