Новости

Есаул Казанской станицы Анатолий Лапин, старообрядец, прислал мне несколько фотографий с казаками- старообрядцами. Я попросил его написать небольшое предисловие об исторической связи старообрядчества и казаков.  Предлагаю вам материалы А. Лапина на эту тему.

Православие и казачество.

«Благочестивая рать небреемая, Христовы стрельцы, сиречь казаки…»

Чтобы заслужить такое определение надо быть действительно верующими, и веру исполняющими людьми. Известно, что в значительной мере границы Русского государства во все стороны света раздвигались именно походами казаков, а затем ими же и охранялись. Эти границы пролегли там, где остановились копыта казацких коней, но казаки несли народам и веру православную, при чем не огнем и мечом, не как конкистодоры, а добрым примером, добрыми обычаями и словом участвующего в этих походах священства, как это было заповедано святыми апостолами.

Утверждение казенных «историков» о татарских, хазарских, корнях казачества и о языческих обычаях (венчание вокруг вербы, многоженство, безпробудное пьянство, нехождение в церковь и несть числа прочих бредней) противопоставим лишь конкретные факты, оспаривать которые не приходится.

1. Древние времена

Первым упоминается в народной памяти (песнях, былинах, духовных стихах)

самый «старый казак» Илия Муромец, ни кто иной как преподобный Илия Муромец Печерский (ок. 1188 г. память 19 декабря, 1 января по новому стилю). Он является покровителем православного казачества, мощи его со сложенную в двоеперстное крестное знамение десницею нетленно почивают в пещерах Киевско-Печерской лавры. Знаменитый историк, академик Б.Рыбаков (сын директора Старообрядческого института-1912 год, и члена общины старообрядческой Покровско-Успенской церкви на Немецком рынке в Москве) в последних исторических трудах, назвал фольклор одним из самых надежнейших исторических источников.

Вот как в былине говорит святой богатырь: «Я иду служить за Веру христианскую, и за землю Российскую, за вдов, за сирот и за бедных людей. А ведь это ХII век!

2. Времена более поздние

Духовным наставником национальных героев князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, был Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген. А родом он был из донских казаков и казачью службу служил в молодые годы и воевал, а священником стал уже будучи пожилым человеком.

В житии преподобный Сергия Радонежского имеется описание чудес связанных с Донскими казаками во время морского похода их против турок, которое изображено на старой лаврской иконе - преподобный Сергий Радонежский с житием.

3. Времена церковнаго раскола

Характерно, что одна из глав известной книги С. Зеньковского «Русское старообрядчество» так и называется: «Казаки в борьбе за старую веру» В своем житии протопоп Аввакум описывает как жестокий воевода, бросил под его окно сожженного казака Акишку, погибшего за то, что во время пытки Iсусову молитву творил по-старому, упоминая сына Божьего. Казаки также предлагали организовать побег протопопу из Пустозерска, но не получили его согласия. Позже сами будучи посажены в Пустозерск, казаки Юрьев и Федоров бежали оттуда на Волгу.

Три казака-сотника входили в число руководителей Соловецкого восстания,- Самко Васильев, Исай Воронин, и Логгин. Их допрашивали и мучили первыми вместе с архимандритом Никанором.

Затем последовала череда восстаний на Дону и на Волге, главной целью которых было восстановление Старой Веры. Кстати объявленный вором, душегубцем, Степан Разин – дважды пешком ходил на Соловки на богомолье.

Один досужий историк додумался даже, что это он ходил для целей разведки. Но все проще, за год до последнего паломничества был незаслуженно казнен старший брат Иван, воевавший в Ливонии. За его душу и ходил молиться атаман. Во взятой им Астрахани на кругу было принято решение жестоко наказывать за блуд, пьянство и матершину. Вот вам воры и разбойники!

4. 18 век

В уходящем году исполнилось 300 лет Булавинскому восстанию на Дону, прежде всего направленному на борьбу против насаждаемой «еллинской» веры. А ведь в значительной мере, благодаря потомкам казаков - участников этого восстания, казакам-некрасовцам была восстановлена православная трехчинная иерархия. Кстати наш первый митрополит Амвросий, отправляясь из Царьграда в Белую Криницу имел паспорт на имя казака-некрасовца и одет былъ в казачий чекмень. И все те же Донские казаки пригласили на реку Чир преподобнаго Иова Льговского, где основали Верхнее-Чирскую обитель, ныне покоящуюся в водах Цимлянского моря. И не на Дону или Кубани вместе с казаками боролся за старую веру преподобный Досифей?

4. 19 век

На соборе (1831-1832) с приисками старообрядческого епископа на Рогожское кладбище(духовный центр российского старообрядчества) приехало около сорока казаков Донских, Уральских и Линейных.

А ранее, в 1813 году атаман Платов подарил Рогожским старообрядцам свою походную церковь во имя Пресвятой Троицы и добился от московского градоначальника разрешения на служение обедни. Следует отметит, что в год 250-летия атамана Платова на Рогожском был отслужен молебен.

Святые мощи мучеников персидских были обнаружены терскими казаками (вблизи станицы Карабулакской), а епископ Силуян, сам донской казак, отверг клевету о том, что эти мощи нужны были нашей церкви только для освящения антиминсов. Окончательно отверг эти вымыслы П.Е. Мельников, который при большевиках несколько лет скрывался в кавказских станицах и с помощью казаков ушел от расстрела в Румынию. А сколько Рогожских, Керженских и Иргизских старцев и стариц ходило по Дону, Кубани и Тереку, собирая денежную помощь для монастырей и храмов. Вот что писали «Донские епархиальные ведомости» в 1914 г.: «Донская епархия, по числу раскольников может занимать первое место среди других епархий империи». По официальной миссионерской статистике в 1913 г. на Дону числилось старообрядцев: «1 лжеепископ с целым штатом духовенства при нем и 89 лжесвященников, наставников и уставщиков, а церквей и молельных домов 96. Кроме того у раскольников имеется три монастыря, из которых два мужских в хуторе Кумовка Пятиизбянской станицы и в хуторе Западенском Манычской станицы и один женский в хуторе Калаче Пятиизбянской станицы...»

Не из этих ли «благодатных источников» (Д.Е.Ведомостей) лилась ложь о казачьем пьянстве и язычестве.

На Кубани был отобран Никольский мужской монастырь. На Тереке в станице Калиновской существовал женский монастырь. Известные историки терского войска пишут, что много Белокриницких скитов скрывалось прямо в казачьих садах.

Активно действовал на Дону знаменитый начетчик К. Перетрухин. Это станицы Верхнекурмоярская, Нагавская, Атаманская, Потемкинская (бывшая Зимовейская), Есауловская, Чертковская, Нижнее-Чирская и др. Достаточно посмотреть старые журналы «Церковь» или «Слово церкви», как правило в них не менее трети публикаций с мест, - это казачьи станицы, поселки, хутора.

5. Старообрядческие архиереи-казаки

С 1898 г. по 1915 нашей церковью управлял архиепископ Иоанн (Картушин) – казак Всевеликого войска Донского станицы Островской, хутора Попкова. Именно этот период и назвал П.Е. Мельников «Золотым веком старообрядчества». Он освятил более 100 храмов, рукоположил15 епископов, 92 священника и 8 диаконов. При нем были открыты новые епархии. При его родном хуторе был основан небольшой женский монастырь, где подвизалась и похоронена монахиня из фамилии Рябушинских.

После его смерти, Архиепископом Московским и Всея Руси стал Мелетий – двоюродный брат архиепископа Иоанна. Во главе старообрядческой церкви он стоял до 1934 г. На его время достались массовые гонения на христианство безбожной власти.

Епископ Конон (Смирнов) Новозыбковский (1797 – 1884 гг.) – донской казак Есауловской станицы. Провел в заключении более 22 лет. Некоторые старообрядцы еще при жизни считали его святым. На освященном соборе было принято решение о его канонизации.

Епископ Силуян (Морозов) хутор Морозов Есауловской станицы Всевеликого войска Донского (1850-1902). В 1902 г. его нетленные останки перенесены в Новочеркасск.

Епископ Иов (Зрянин) Кавказский и Донской (умер 1872 г.) Былъ погребен на кладбище Никольского монастыря близ станицы Кавказской. Местные казаки почитали его святым. Нетленные останки его и священника Григория миссионером Исидором Колоколовым были выкопаны и сожжены.

6. Служба казаков при царе.

Все русские цари и царицы привлекали казаков старообрядцев к воинской службе, прекрасно зная об их принадлежности к старообрядчеству. А начиная с Александра II, составляли свой собственный конвой из казаков-старообрядцев, как самых надежных и преданных воинов. Известны имена казаков погибших во время покушения на Александра II. Они похоронены на Громовском старообрядческом кладбище в Петербурге. И только казаки-старообрядцы отправились спасать царя Николая II в Екатеринбург, имея подорожную подписанную старообрядческим епископом Донским и Кавказским, но не успели.

7. Казаки во время революции и после нее.

В 1919 г. 24 января вышел указ Я.Свердлова о Расказачивании, который положил начало уничтожению казаков. В 1930 раскулачивание и коллективизация сократили численность казаков втрое. Но уже в 1938 г. были воссозданы уже советские казачьи дивизии (одной из таких дивизий командовал будущий маршал Жуков). Казачьи соединения, в которых служили и казаки старообрядцы, существовали в Советской армии всю войну, и в 1945 г. были упразднены. Казаки стали служить в армии на общих основаниях, учились в военных училищах, становились офицерами и генералами. Казачья тема отошла в область культуры. Были сняты фильмы «Кочубей» Первенцева, «Казаки» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, которые продолжают оставаться популярными у зрителей. В 50-60 годы велась активная научная работа по исследованию и собиранию казачьего фольклора, в которую неоценимый вклад внесли старообрядцы казаки-некрасовцы, вернувшиеся в 1962 г. из Турции и казаки-старообрядцы Терека и Дона. В 70-80 годы продолжал накапливаться материал по культуре и истории казаков, было выпушено много научных монографий. Количество и качество исследуемых материалов, создало предпосылки к его осмыслению, что привело в свою очередь, в 1988 г. к возникновению общественного движения за возрождение казачества. В этом движении принимала участие добрая половина будущих Рогожских казаков. Было создано Московское землячество и на его базе Союз казаков.

Но, увы, взгляды на возрождение казачества были разными и союз казаков начал делиться, на различные общественные организации. Их сейчас большое количество, в одной Москве более 30. На государственном уровне был издан закон о казачестве и некоторые армейские подразделения получили наименования казачьих, не меняя своей структуры. Казаки воевали в Приднестровье, Абхазии и Чечне, как вольноопределяющиеся, не имея государственного статуса.

По материалам доклада митрополиту Русской Православной Старообрядческой Церкви Есаула Рогожской станицы (г. Москва) Ивана Хохлова «О казачьем православии».

Фотографии с комментариями можно посмотреть по ссылке:

http://www.drevleprikamie.ru/biblioteka_/fotografii/pravoslavie_i_kazachestvo_.html