Новости
Работа Николая Бронникова посвящена старообрядцам Елабужского езда, которые были тесно объединены деловыми и родственными связями с Сарапульскими старообрядцами.
Предлагается краткий вариант.
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В ЖИЗНИ ЕЛАБУЖСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX в.
Н.И. Бронников. Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской Академии Наук.
Одной из важных областей региональных исследований историко-культурного наследия является изучение формирования конфессионального пространства. Религия, как неотъемлемая часть духовной жизни, накладывала на развитие общества неизгладимый отпечаток. Значительное влияние на культурный облик Вятской губернии оказало старообрядчество. Староверы различных толков и согласий проживали к началу XX в. на территории всех уездов губернии. Несмотря на то, что по официальным данным старообрядцы составляли не более 2-5% общего количества населения, роль сообществ древлеправославных христиан в жизни региона была велика.
Елабужский уезд не выделялся большой численностью старообрядческого населения: по данным первой всеобщей переписи 1897 г. он находился на седьмом месте по количеству староверов в губернии, после Глазовского, Малмыжского, Сарапульского, Уржумского, Орловского и Нолинского уездов, в нем проживало 1798 староверов (из них 10 человек в г. Елабуге) [Первая 1904, Х: 84-85]. Важно отметить, что объем сохранившихся и выявленных источников не представляет возможности охарактеризовать полностью историю развития старообрядческих общин уезда. Большая часть архивных документов, раскрывающих историю появления и развития старообрядчества в Елабужском уезде, сохранилась в Государственном архиве Кировской Области (КОГКУ ГАКО) и Центральном государственном архиве Удмуртской Республики (ГУ ЦГА УР) и представлена в основном источниками не старообрядческого происхождения – отчетами миссионеров и гражданской делопроизводственной документацией. Так же часть судебных дел в отношении старообрядцев уезда сохранилась в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ). История старообрядчества Елабужского уезде никогда не была предметом самостоятельного исследования и лишь затрагивалась при изучении старообрядчества Вятской губернии Ю.М. Ивониным, В.В. Машковцевой, Е.М. Берестовой, Е.И. Титовой и др.
Традиционно, согласно миссионерским отчетам, появление старообрядцев в Елабужском и Сарапульском уездах относиться к концу XVIII – началу XIX в. Миссионер Петр Трапицын писал о появлении раскола: «он был нанесен сюда людьми пришлыми, приходившими сюда или на заработки в Ижевский и Воткинский заводы, или скрывавшимися здесь от преследований правительства» [ГУ ЦГА УР ф.245 оп.1 д.3720 л.63]. По сведениям, предоставляемым православным духовенством, в 1841 г. в Елабужском уезде насчитывалось 165 старообрядцев (всего в губернии 32776). Они проживали лишь в 7 селениях уезда и значились последователями поморского толка (57 человек) или поповского согласия (107 человек). Центром безпоповцев-поморцев было село Котловка Еловской волости, а центром поповцев – приход села Серсак Омгинской волости [КОГКУ ГАКО ф.582 оп.128з д.147 л.6-20].
Численность старообрядцев постепенно возрастала, особенно интенсивный рост наблюдался во второй половине XIX в. Так, по статистике опубликованной в «Памятных книжках Вятской губернии», в Елабужском у. в 1864 г. насчитывалось 339 старообрядцев, в 1887 г. уже 1672, в 1889 г. – 1934, в 1900 г. – 2831 [Памятная 1865: 129; Календарь 1887: 157; Календарь 1889: 87; Календарь 1900: 121]. Обусловлено это было активной миграцией внутри губернии в этот период: местное население по причине неурожаев в конце 60-х ¬– начале 70-х гг. XIX в. стало припускать на свои землю русских крестьян из северных уездов. Среди переселенцев, как отмечают миссионеры, было много старообрядцев из Нолинского, Орловского, Глазовского, Малмыжского и Уржумского уездов. Так старообрядцы белокриницкой иерархии д.Туташево поселились здесь в конце 1870-х гг. и приехали из Нолинского и Глазовского уездов [ГУ ЦГА УР ф.245 оп.1 д.4207 л.50].
Распространялось древлеправославие в Елабужском уезде благодаря действию старообрядческих наставников. Так, в 1850-х гг. в с. Костенеево прибыл крестьянин Казанской губернии Николай Кляшев, он проповедовал старообрядчество и попал под суд за совращение в раскол местных крестьян. Среди прочих он перекрестил в старообрядчество семейство Тимофея Вершинина, который и навещал впоследствии поселившегося на противоположном берегу Камы наставника [НА РТ ф.1 оп.2 д.1567 л.1].
К 1905 г. в Елабужском уезде проживали старообрядцы федосеевского, даниловского, филипповского, страннического, беглопоповского толков и белокриницкой иерархии. Поселения староверов находились в 13 приходах уезда, наибольшее количество их было в приходах сел Пьяный Бор, Котловка, Костенеево, Шаршады и Серсак [ГУ ЦГА УР ф.245 оп.1 д.3720 л.62].
К началу XX в. в Вятской губ. Елабужский уезд стал одним из центров федосеевцев. Наставник серсакской общины федосеевцев Ефим Иванович Лепихин имел большое влияние в округе. Миссионеры указывают на его тесные контакты с представителями этого толка из других мест, в частности с известным в то время начетчиком Пермяковым [ГУ ЦГА УР ф.245 оп.1 д.3720 л.65]. Несмотря на усилия православного духовенства и устройство в селе Серсак Богоявленской единоверческой церкви постепенно возрастало количество сторонников белокриницкой иерархии. До 1895 г. староверы белокриницкого согласия не имели собственного священника и территория уезда окормлялась приезжающими из г. Сарапула и Ижевского завода Никифором Барановым и Александром Ялуниным. В 1895 г. в д. Туташево епископом Казанским Иоасафом был поставлен местный крестьянин Осип Петрович Поляков и там был образован самостоятельный старообрядческий приход, а после издания указа об укреплении начал веротерпимости 7 августа 1907 г. община д. Туташево была официально зарегистрирована [КОГКУ ГАКО ф.583 оп.605 д.1832 л.56]. Странники (или бегуны) проживающие в Елабужском уезде несмотря на не высокую численность, по сравнению с представителями федосеевцев и белокриницкого согласия, устроили скит на мельнице в поч. Красильниковский. Распространителем толка был Макар Рыболовлев, основавший так же скиты странников в г. Сарапуле [ГУ ЦГА УР ф.245 оп.1 д.3720 л.66].
Таким образом, в начале XX в. в Елабужском уезде в результате миграций и миссионерской деятельности старообрядческих наставников сложилось значительное количество компактно проживающих групп старообрядцев различных толков. Наиболее активно развивались общины федосеевцев, странников и белокриницкой иерархии, которые имели обширные культурные связи со староверами других мест.