Новости
Новая публикация Н. Бронникова о староверии Вятского края.
Роль картографических источников в изучении старообрядчества (на примере Карты старообрядчества и единоверия Вятской губернии 1865 г.)
Бронников Н.И.
Проблема старообрядчества в дореволюционной России имеет богатую источниковедческую базу. Сбор сведений о противниках реформы патриарха Никона начался еще в XVII в. во время церковного раскола и продолжался вплоть до революционных событий начала XX в. Светскими органами государственной власти и официальной церковью был накоплен значительный материал о численности и расселении староверов. Однако скрытный образ жизни значительной части древлеправославных христиан не позволил отразить в письменных источниках реальную картину жизнедеятельности старообрядцев. Сведения о численности и расселении староверов собранные в дореволюционной России имели существенную погрешность. Так, по результатам работы особых экспедиций, проводимых Министерством Внутренних Дел в середине XIX в. в нескольких губерниях, было выявлено большое количество тайных сторонников старого обряда, не учтенных официальной статистикой.
Материалы различных источников, имеющихся в настоящее время в распоряжении исследователя, показывают, что основные, крупные центры локализации старообрядчества, как и региональные, компактные группы старообрядческих поселений, в большинстве случаев сформировались еще в дореволюционный период. Важно подчеркнуть, что составление карт и картосхем расселения старообрядцев позволяет не только наглядно представить информацию, но систематизировать знания о формировании и развитии их общин.
Нужно отметить что, попытки картографирования расселения старообрядцев предпринимались не только современными исследователями. П.И. Мельников-Печерский к своему сочинению «Исторические очерки поповщины», впервые опубликованному на страницах журнала «Русский вестник», приложил «Карту старообрядческих населений в юго-западной и средней России, во владениях Австрийских, Турецких и Молдовлахийских».
На территории Вятской губернии проживало значительное количество старообрядцев. Их численность постепенно возрастала на протяжении XIX в. И к 1897 г., согласно данным Первой всероссийской переписи населения составила (вместе с уклоняющимися от официального православия) 98 055 человек. К 1912 г. количество староверов возросло до 109 958 человек. Таким образом, Вятская губерния стала третьей по величине старообрядческого населения губернией .
Наиболее подробная и информативная карта старообрядчества Вятской губернии, полное название которой обозначено, как «Карта округов Вятской губернии с показанием местности населения раскольников и единоверцев», датированная 1865 г., была выявлена в фонде Техническо-строительного комитета Министерства Внутренних Дел Российского государственного исторического архива. Об авторстве карты свидетельствуют следующие надписи: «Вятский губернский архитектор надворный советник Павел Смирнов. Составлял и иллюстрировал Сарапульский уездный землемер Михайлов 2-й. Свидетельствовал Орловский уездный землемер Владимиров» . Исходя из подписи, следует сделать вывод о том, что составление карты было выполнено служащими губернских чертежных, которые возглавлял, согласно «Памятным книгам Вятской губернии» за 1860, 1866 гг. , вятский губернский землемер Павел Сергеевич Смирнов.
Вместе с тем, не смотря на все достоинства, карта имеет ряд заметных недостатков, требует критического подхода и дополнения из других источников. Особо обращает на себя внимание отсутствие населенных пунктов со старообрядческим населением в округах заводов. Так, например, не указано наличие поселений старообрядцев и единоверцев при Ижевском заводе, хотя согласно другим архивным источникам их в округе завода проживало достаточно большое количество. Еще в начале XIX в. на завод были присланы рекруты – старообрядцы, многие из которых в последствии стали мастеровыми . Возможно, недостаток данных на карте связан особым положением заводских округов подчиненных напрямую горному и военному ведомствам. «Вятское губернское правление, гражданская полиция, Сарапульский уездный суд или Вятская духовная консистория и Сарапульское духовное правление могли принимать участие в решении дел по вопросам, относящимся к кругу своих полномочий, но лишь с разрешения заводского начальства», – пишет исследователь заводских селений Т.А. Васина .
Таким образом, использование картографических источников при комплексном исследовании позволяет создать основу для детального рассмотрения исторических процессов. Рассматриваемая карта содержит богатый материал, который требует дальнейшего изучения, обращение к ней при локальных исследованиях способно значительно более точно и наглядно представить информацию о жизни староверов в Вятской губернии. Содержащиеся на ней сведения позволяют значительно повысить информативную отдачу многих других источников в результате извлечения из них непосредственно невыраженной, скрытой информации.
Полный текст статьи можно запросить у автора.