Новости
часть 2.
Вмешательство царей в церковные дела не приветствовалось ее иерархами, Иоанн Дамаскин писал: «У императоров нет власти давать законы Церкви». Действительная же жизнь знала продолжающееся вмешательство царей в церковные дела: свержение Патриархов без канонической причины, игнорирование церковных правил о браке были нередкими явлениями, вызывавшими на борьбу тех, кто стоял на страже веры и канонов [5, Т. 1., С. 77].
Теория царя-первосвященника не исчезла навсегда после ее опровержения в VII веке, она была слишком удобна для оправдания вторжения Царей в церковную сферу и она воскресла в связи с установлением в X веке миропомазания Императоров при короновании, в котором она получила новое обоснование. Ее несколько обновил канонист Вальсамон, уровняв, в толковании на 12 Анкирское правило, царя и архиерея по миропомазанию [5, Т. 1., С. 85].
Никон вычитал указание (будто бы Еводия патриарха Константинопольского), что освящение воды на Богоявление Господне должно совершаться только однажды, именно в навечерие, и не в храме, а на реке. Никон решил немедленно отменить древний обычай, с согласия царя он созвал 16 декабря 1655 года собор из четырех архиереев, где оспаривать его желание было немыслимо. Но это постановление было отменено впоследствии на соборе лишь в 1667 году [6, С. 150-151].
Вероятно, Мельников Ф.Е. в своей книге имел в виду патриарха Мефодия III Морониса (правление с 5 января 1668 по март 1671 года). Еводий в списке епископов и патриархов Константинопольской православной церкви не значится [7].
Никон начал в Москве беспощадную борьбу с иконами, так как они не соответствовали византийским образцам. Это безрассудное и кощунственное издевательство над иконами вызвало сильное возмущение в народе. Набожные люди, привыкшие с благоговением ко всякой святыне, объявили Никона еретиком-иконоборцем [6, С. 147].
Русский народ был весьма набожным, он отличался любовью и преданностью церковным установлениям: каждый священный предмет напоминал ему о Боге, вызывал в нем молитвенное настроение. Святые иконы служили ему предметом особого почитания и поклонения. Враги православия хорошо понимали, какое огромное воспитательное и руководящее значение имеют святые иконы для русских людей, и поэтому начали делать попытки подорвать это значение. Начиная со смутного времени, немцы стали продавать за сходную цену напечатанные на бумажных листах иконы. На них изображались священные лица «неистово и неправо, наподобие лиц своя страны и в одеждах немецких, в посмех христианам и даже ругаяся и развращая православных». Такими изображениями ослаблялась ревность к иконопочитанию: протестанты достигали своей цели [6, С.82].
Продолжая эту тему, Мельников Ф.Е. дополняет, что в смутное время поляки, распоряжавшиеся в то время судьбами России, дерзко и кощунственно издевались над верой и религиозными чувствами русского народа. Присутствуя в храмах на церковных торжествах, они вели себя бесчинно, с явным пренебрежением к православным святыням: громко болтали во время богослужения, смеялись, становились задом к алтарю, прислонялись к святым иконам, садились на пол, водили в храм собак и т.д. Все это отношение иностранцев к русским святыням и вере воспитывало в русских людях чувство вражды к иноземцам и весьма естественную предубежденность против всякого влияния на русскую жизнь со стороны пришлых людей. С поляками русский народ быстро разделался, выгнав их из Москвы и покончив с Лжедимитрием, но влияние иностранцев продолжалось. Русские вынуждены принимать свои меры против этого влияния [6, С.80-81].
Окончание следует.