Главная страница » Новости » «Старообрядчество и революция»

Новости

«Старообрядчество и революция»

Сегодня все россияне и всё мировое сообщество, кто с радостью, а кто с болью отмечают день Октябрьской революции. 24-25 июля в Казани проходила научно-практическая и богословская конференция «Старообрядчество и революция», посвященная истории старообрядчества и событиям 1905 и 1917 годов. Прозвучавшие на этой конференции доклады можно изучить на сайте: https://kve-rpsc.ru/news/staroobriadchestvo-i-revoliutsiia-konferentsiia-v-kazani-2/ Только несколько цитат из выступления митрополита Корнилия на этой конференции, (текст доклада о событиях в Удмуртии был опубликован на нашей страничке вКонтакте ). «… В нынешнем, 2017-м, году исполняется сто лет со дней драматических событий двух русских революций, февральской и октябрьской, 1917 года. Эти события стали настоящим водоразделом в истории России, повлекли за собой не только смену государственного строя, но изменили социальный, политический и даже религиозный ландшафт нашей Родины. Большевистский переворот, состоявшийся в октябре 1917 года, дал толчок кровопролитной гражданской войне, масштабному переделу собственности, уничтожению целых классов российского общества, политическим репрессиям и гонениям на религию. Политика большевиков после трагического октября 1917 года, направленная на уничтожение религии, привела к страшным последствиям. Тысячи священников и простых верующих были репрессированы, закрыты и разрушены сотни храмов и монастырей, в школах насаждалось антирелигиозное мировоззрение, итогом которого стала бездуховность российского народа, потеря уважения к русской истории, церковной и народной традиции…» «…Сегодня можно услышать о том, что старообрядцы в 1917 году помогли совершить революционный переворот и тем способствовали гибели до того времени процветающей России. Но утверждать такое – как говорится, перекладывать с больной головы на здоровую. Так уж повелось, что старообрядцев обвиняли во многих грехах: неподчинении гражданским и церковным властям, организации пугачевского и стрелецких мятежей, пособничестве врагам России и терроризме, в поджогах и воровстве, в подкупе чиновников и изготовлении фальшивых ассигнаций, в пьянстве и разврате и так далее. Порочили старообрядцев в донесениях и бульварных газетах, собирая ложь и сплетни. Обвинения в адрес старообрядцев звучат и поныне: кому-то очень хочется лишить их того уважения и достоинства, которое они обрели, долгое время отстаивая истинную веру в условиях гонений и насилий. Любой отрицательный случай в жизни старообрядцев обличители пытаются перенести на всех ревнителей благочестия, но нельзя поколебать веру и истину, вменяя ей в вину грехи отдельных её приверженцев. Старообрядцы в своем большинстве заслужили достойную репутацию хранителей строгого быта, людей честных, работящих, многодетных, грамотных, не подверженных дурным наклонностям, уважающих законную власть и представителей других религий, а самое главное – репутацию людей твердого духа и крепкой веры, которая даёт возможность обрести самое дорогое – спасение души…» «…Когда в октябре 1917 года совершился насильственный захват власти большевиками, старообрядцы не стали сотрудничать с безбожной властью, и Церковь осудила насильственные действия новой власти против верующих. Архиепископ Мелетий (Картушин) обратился к пастве с воззванием, в котором дал резкую оценку советскому декрету об отделении церкви от государства. В журнале «Во время оно» опубликовано письмо епископа Александра (Богатенкова) Рязанского и Егорьевского владыке Филарету (Паршикову) Казанско-Вятскому, написанное сразу после октябрьских событий 1917 года. В нем были такие строки: «Да, «большевики» столько бед творят, что великая Россия становится бедной «Рассеей», от «рассеяния народов», ее составлявших: отделяются Финляндия, Латвия, Украина, Кавказ, Крым, Дон, Сибирь, а может быть, Волга и проч., и проч.». Старообрядцы воспринимали события 1917 года как апокалипсические. Отсюда понятно, почему они оказались одной из контрреволюционных сил, и потому претерпели впоследствии жестокие гонения. А.И. Солженицын утверждал, что XVII век породил 1917 год. То есть в России, если бы её не сокрушил церковный раскол XVII века, никогда бы не смог осуществиться захват власти атеистами. Раскол так ослабил духовную силу России, что она не смогла дать в начале XX века отпор врагам православия, как это было в начале XVII века в Смутное время. Революционное насильственное свержение власти в 1917 году в России явилось следствием той великой русской беды – раскола XVII века, – который выбил Россию из нормального созидательного русла, посеял вражду между народом и царем, сделал «господствующую» церковь бессильным придатком власти и лишил ее доверия народа. Основная причина прихода к власти в России атеистов – это послераскольное разрушение в умах и душах русских людей твердой веры, христианских воззрений и нравственных устоев, следствием чего стало преследование верующих, осквернение и разрушение храмов. В старообрядческой России приход к власти безбожников был бы невозможен, но историю нельзя переписать заново. Можно только учиться на ее ошибках и впредь их не повторять…»