Новости
История вятской деревни Тарасёнки . Новые страницы из жизни старообрядцев.
Историю вятской деревни Тарасёнки я позаимствовал со страниц своих друзей Анатолия Гончарова и Елены Чернышевой .
Из воспоминаний о родной деревне старого жителя деревни Тарасенки — Антона Матвеевича Чернышова мы узнали, что деревня Тарасенки образовалась в 1801 г. (30 января 2018 г. он отмечает свой столетний юбилей). Первые жители Фефиловы приехали из Курьи к родникам, бившим из-под горы. Первые дома ставили прямо у родника. Следующие жители поселились повыше. У Кузьмы Савельича Фефилова было четверо сыновей. Один из них, Абрам Кузьмич, участвовал в японской войне 1905 года. Самый младший, Яков Кузьмич – участник первой мировой войны. В 1916 г. он был ранен в Румынии. У Якова Кузьмича была большая семья – 6 сыновей и две дочери. Деревня пополнилась выходцами из Чернышей. Приехал Тарас Чернышов с большой семьей. И вот от них пошло название деревни Тарасенки.
Жители деревни испокон веков были верующими. Молились Богу в доме у старика, которого избирали. В 1900 году построили церковь с 12 большими и 8 малыми колоколами, главный колокол весом 12 пудов. Звонарями были староста и сыновья попов. Пожертвовал деньги на храм в небольшой деревушке вдали от Вятки Тырышкин Яков Фомич. Тырышкин был типичным представителем старообрядцев – грамотных, инициативных людей, своим трудом сколотивших в годы экономического подъема России солидный капитал. Начинал в юности простым перевозчиком грузов, но уже к тридцати годам стал купцом второй гильдии, затем – первой, крупнейшим судовладельцем на Вятке. Вот такими инициативными, умелыми, настойчивыми были и многие представители старообрядцев Вятской губернии. Священниками были Степан Карпович Чернышов и Иоанн Чернышов. . Последний поп Вологжанин Иоанн (Иван) Поликарпович работал до 1930 г., потом его сослали в Вологодскую область на станцию Каноша.
О его судьбе я рассказывал ранее (https://www.drevleprikamie.ru/news/show/000259.html и http://www.drevleprikamie.ru/news/show/000222.html )
Церковь перевезли и поставили клуб, где показывали фильмы и концерты.
Фото церкви
Праздновались три главных праздника: Рождество (7 января), Троицу (8-я неделя от Христова дня до Пасхи) и Покров день (14 октября по новому стилю). В Троицу гуляли целую неделю. Первые три дня принимали гостей, угощали их, потом были общие гуляния. В Заговенье собирались все вместе и шли по всей деревне с песнями. Под черемухами ставили праздничные столы, каждый приносил что мог. В Масленицу катались на жердях. Жерди укладывали в два ряда, обливали водой и замораживали. Каждый из игроков выбирал себе пару, и по этим жердям катались в лаптях. Было очень весело. Свадьбы справляли в период с Рождества по Масленицу. Женились в основном по своей вере. В Масленицу молодых приглашали на блины. Они приезжали со своей родней, а потом ездили отугащиваться.
Пять поколений родилось в Тарасенках, а шестое поколение покинуло деревню. Последними уехали из деревни в 1984 – 1985 годах Фефилов Петр Фименкович, Фефилов Зиновий Макарович, Чернышов Антон Матвеевич, Лялина Евдокия Епимаховна, Чернышова Нина Кузьмовна, Саламатова Харитонья Матвеевна, Лялина Ефросинья Ивановна и Фефилова Евдокия Елизаровна.
И вот, стараниями исследователя Г. К….на, мы получили новые материалы о жизни старообрядцев Красногорского района в 30-е годы.
Это списки старообрядцев района в 1928 году, протоколы собрания о регистрации общины, устав религиозного общества.
Пермяковы,Чернышовы, Фефиловы, Жуйковы, Погудины,Возженниковы, Сениловы , Шишкины, Саломатовы, Судневы, Кудрявцевы, Псарёвы и другие. Всего 101 человек.
К сожалению движок сайта не позволяет вставить эти документы.
Для желающих ознакомиться выкладываю их на яндекс –фото . https://fotki.yandex.ru/users/drevle18/album/560477/