Новости
Конференция в Казани
3 и 4 октября в Казани прошла республиканская научно-практическая конференция на тему «Традиции старообрядческой благотворительности», посвященная памяти Якова Шамова.
В конференции приняли участие представители Русской Православной Старообрядческой Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви, Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия, а также представители региональных органов власти, ряда общественных организаций и прессы. На конференции были организованы две секции. Секция «Старообрядческая благотворительность: духовные и светские аспекты» работала в кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии РПСЦ, секция «Исторические судьбы старообрядчества» — в Музее истории КФУ. От Ижевской общины выступала Е.П. Шемякина. Предлагаем полный текст её выступления.
СТАРООБРЯДЦЫ-БЛАГОТВОРИТЕЛИ ИЖЕВСКА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
И ТРАДИЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, заместитель председателя церковного совета старообрядческого храма в г. Ижевск
Шемякина Е.П.
Старообрядческая благотворительность во все времена была проникнута глубокой духовно-нравственной составляющей и имела в своей основе православную веру. Искренняя любовь к ближнему, милостыня, милосердие, добрые дела – это то, без чего вера мертва.
В данной статье я расскажу о благотворительной деятельности как предпринимателей Ижевска в начале XX века, так и простых тружеников-прихожан Ижевской общины Покровской старообрядческой церкви в конце XX века.
Долгое время у старообрядцев Ижевска не было постоянной церкви, это было невозможно во времена гонений. Их моленная находилась в доме Иулиана Леушина. Он был «сельским обывателем», как в то время называли жителей Ижевского завода (так назывался Ижевск до 1917 года), занимался торговлей. Часть своего дома он пожертвовал для богослужений местным старообрядцам, а их было немало [1].
Иулиан Леушин также значится в документах как попечитель первой старообрядческой школы Ижевска – начального училища. Он пожертвовал место под школу. Она была освящена 14 сентября 1912 года, и вскоре в ней начались занятия [2].
После царского указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» для ижевских старообрядцев встал вопрос о строительстве нового храма.
В 1909 году началось строительство настоящего храма вместо старого молитвенного дома по проекту вятского губернского архитектора И.А. Чарушина. Благотворители-рабочие решили ежемесячно отчислять 1% от своей заработной платы на строительство церкви. Рабочие и мастера старообрядцы направили исполняющему делами начальника заводов полковнику Савостьянову приговор (прошение), которое подписали 43 человека. В обращении к начальнику заводов старообрядцы просили о том, чтобы сумма в размере 1 % от заработка … «взыскивалась бы на вновь проектирующийся наш старообрядческий храм и деньги доверяли получать рабочему Михаилу Иосифовичу Смоленцеву». Генерал-майор Савостьянов согласился с просьбой старообрядцев и дал указание помощнику начальника заводов издать соответствующее распоряжение [3].
Торопились старообрядцы со строительством церкви. Уже через год она была построена, и 6 июня 1910 г. был поднят крест. 5 сентября того же года церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Причины такого быстрого завершения строительства храма можно видеть в обостренном чувстве соборности, сплоченности и взаимопомощи старообрядцев. Кроме того, старообрядческие купцы, как главные жертвователи на храмовое строительство, не рассматривали предпринимательскую деятельность как самоцель, средство наживы, средство для роскошной жизни, но как то, что дано по Божией воле, поэтому оно должно служить людям. Как отмечает исследователь старообрядчества В.В. Керов «собирание капитала, стяжание только ради наживы, только для обеспечения своих личных потребностей находилось вне системы ценностей староверов» [4, с. 442]. Труд в представлении старообрядцев – не наказание, а «работа о Господе».
В строительстве церкви в Ижевске принимали участие купцы Порсевы и Оглоблины. Хотя старообрядческие купцы порой не афишировали свою благотворительную деятельность, но в данном случае журнал «Церковь» за 1910 год писал о том, что в числе разных пожертвований была одна крупная жертва – около 4000 рублей от А.Я. Порсевой, 3000 рублей – от рабочих Ижевского завода. На сооружение сего храма ижевская старообрядческая община израсходовала около 20 000 рублей [5, с. 1245].
По окончании богослужения все священнослужители, строители и приезжие гости были приглашены А.Я. Порсевой к себе в дом, где и была предложена трапеза. Здесь была составлена телеграмма на имя императора со словами глубокой благодарности за полученные старообрядцами свободы, на которой он собственноручно начертал: «Прочел с истинным удовольствием» [5, с.1245].
За свою благотворительную деятельность купцы получали звание Почетного гражданина. Такое звание имели Оглоблины.
Братья Николай и Василий Оглоблины, как люди глубоко верующие, делали пожертвования на строительство и благоустройство храмов, а также детских приютов, больниц [6, с. 71-72].
Во время гражданской войны 1918 – 1919 гг. Василию Оглоблину удалось спастись. Даже находясь на чужбине, он занимался благотворительной деятельностью – в Харбине, Сан-Франциско. Из рассказов ижевских родственников, Василий жертвовал на строительство старообрядческой церкви в Харбине.
В 1936 году старообрядческая церковь была снесена. Лишь через 10 лет ижевские старообрядцы смогли собираться на соборную молитву в доме по переулку Ястребовскому. Дом был пожертвован Симеоном Шестаковым, сыном священника Иоанна Шестакова, который служил в первом ижевском храме.
В конце XX века стала возрождаться знаменитая русская благотворительность, когда началось строительство нового храма в Ижевске. Не только прихожане, но и богатые люди, власть предержащие, на разных этапах помогали строительству, кто деньгами, кто материалами, кто добрым участием в решении бюрократических головоломок [7, с. 3-4].
Проект храма был заказан в Новосибирске архитектору-старообрядцу А.П. Долнакову и разработан безвозмездно.
13 октября 1991 года состоялось торжественное освящение места будущей церкви. Воссоздание Покровской церкви стало главным делом жизни многих тысяч ижевцев. Семь лет по зову души, христианскому долгу они приходили трудиться и по капле, по кирпичику приближали этот счастливый день (окончания строительства – ред.). Как и в былые времена, члены общины отдавали «для веры» все, что могли. Все эти годы поднимал людей на благое дело, вдохновлял горячей молитвой и призывами настоятель общины священноиерей Димитрий. Его бесконечная вера, целеустремленность, бескорыстие окрыляли людей, помогали не утратить веры в саму возможность завершить начатое строительство. Низкий ему поклон и благодарение.
В эти годы председателем общины был Никола Порсев – внук купчихи А.Я. Порсевой. Вместе с настоятелем отцом Димитрием и активными прихожанами ходили по инстанциям, различным предприятиям и просили помощь. Приходят, например, на завод, рассказывают о будущем храме, а там оказываются потомки старообрядцев. Последние вспоминают свои корни, и идет помощь. И так было часто.
Священник объявил своим прихожанам: «Принимаем ссуду на строительство, кто сколько может, принесите». А когда стройка закончилась, многие эти деньги обратно забирать не стали [8, с. 16].
Помощь оказали приходы: Омутнинский, Томский, Казанский, Санкт-Петербургский, Краснодарский.
16 мая 1998 года состоялось торжество освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Ижевске. Когда митрополит Алимпий приехал на освящение и, увидев 7-купольный храм, он воскликнул: «О, чудо!». Действительно, это было чудо – построить такой храм в тяжелые годы перестройки стоило больших трудов. На тот момент это был самый большой старообрядческий храм, построенный после 1917 года.
На примере Ижевской общины мы видим, что каждый на своем месте старается делать свое дело по совести, как подсказывает ему его христианский долг.
Список литературы
1. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Фонд 245, оп. 1, д. 1616.
2. Слово Церкви. 1915. № 43.
3. Селивановский С. Мой дед ижевский мастеровой Никита Лазаревич Тимофеев. [Электронный ресурс]. Блог Сергея Селивановского. – URL: http://selivanovskiy.ru/2016/02/ (дата обращения 29.09.2018).
4. Керов В.В. «Се человек и дело его…»: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2004. 658 с.
5. Церковь. 1910. № 50.
6. Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVIII-XX вв.: Коллективная монография. Отв. ред., авт. предисл. Н.П. Лигенко. Ижевск.: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2008. 260 с. с илл.
7. Сибирский старообрядец. 1998. № 11.
8. Радуга. 2018. № 2 (31).