Главная страница » Новости » РОД КОЛЧИНЫХ В ПРИКАМЬЕ.

Новости

РОД КОЛЧИНЫХ В ПРИКАМЬЕ.

Лидия Павловна Колчина любезно разрешила опубликовать её работу для журнала "Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. Сегодня Лидия Павловна серьёзно болеет. Помолимся о её телесном здравии. В словаре В. Даля приводится этимология прозвища Колча – «колченогий, хромой, одна нога короче, ступня выворочена, ноги колесом…» [3, с. 143]. Академик С.Б. Веселовский дает ран- нее упоминание этого прозвища в исторических документах: «Федор Максимович Вельяминов (Колча) убит в 1659 г. под Конотопом» [2, с. 382]. Но существуют и более ранние – в Писцовых кни- гах вооружения Московских ополченцев 1562 г.: «в разных дворах жили работники Колча и Колчин, вооруженные рогатинами» [23]. Род старообрядцев Колчиных берет начало на Русском Севере. В ХХ в. большинство из 186 репрессированных Колчиных проживали преимущественно в Архангельской, Новгородской, Вологодской областях. В ряде статей Л.Д. Макарова, М.А. Ощепкова, Д.А. Черниенко раскрыт длительный, многовековой исторический процесс заселения русскими Среднего Прикамья: с ХII в. – первые появления новгородцев, массовое заселение с конца ХV – начала ХVI в. как освоение новых земель свободными крестьянами Севера или посланными властью на укрепление новых границ, строительство острогов, крепостей, городков [4, с. 80-85, 108-115, 134-139]. После раскола Русской православной церкви в середине ХVII в. появились «самобеглые» от преследований официальной церкви и государства из центра и севера на пустующие, малонаселенные окраинные земли – Закамье, Урал, Сибирь, либо сосланные властями противники «новой веры». Сарапульские иконописцы старообрядцы Колчины прослеживаются в документах с 1595 г. [11, с. 130-135]. Будучи приписными крестьянами Сарапульской дворцовой слободы, они жили и работали в Невьянске, Нижнем Тагиле, на Иргинском, Осинском заводах под покровительством Демидовых, платя, однако, двойной налог: в Сарапул и на Урал. В «Писцовой книге», основанной в 1591 г., писано о договоре «по льготе на 5 лет Василей Харитонов сын Колчин, Лодейщиков, да брат ево Питранейко, да зять ево Сысойко, прозвище Некрас, Дмитриев сын Устюжанин». Зафиксированы подписные иконы Колчиных (1795–1798) в действующих храмах Челябинской области. Это целое древо из 4-х поколений отцов, сыновей, внуков и правнуков, создавших своеобразную иконописную школу. При очередном ужесточении гонений на старообрядцев их штрафовали и заставляли вернуться в Сарапул, часть бежала дальше в Сибирь. В «Дозорной книге с. Вознесенского Осипа Зюзина и подьячего Терентия Матвеева с 1621 по 1780 гг.» почти целую страницу занимают Колчины, начиная с середины ХVII в. [18, с. 52]. Сарапульский уезд – один из густо заселенных старообрядцами, что отражено в книгах П.И. Мельникова (Андрея Печерского) [14]. Важное подтверждение истоков рода обнаруживается в особенностях речи неграмотной Марии Савельевны Колчиной (1885–1971, бабушка автора статьи), хотя в ее семье в ХХ в. все знали грамоту не только светскую, но и старославянскую, что характерно для старообрядцев. Возможная причина – как старшая дочь она должна была рано нянчить младших детей, помогать по хозяйству. Кто-то научил ее писать букву М, по-видимому, вместо подписи. Попытки обучить ее чтению и письму не встретили с ее стороны желания. Ее «неиспор- ченная грамотой» речь представляла примеры из средневековых рукописей, изучавшихся автором в РГАДА (писцовые книги, списки воевод и рядовых из стрелецких полков, документы МАМЮ, Росписной список г. Москвы 1638 г., Труды ИРВИ, Энциклопедические словари Павленкова Ф.Ф. [17], Даля В. [3]). Звуки А и Е она произносила как О: Омельян, Офонасий, Олександр, Олексей, что сближало с украинскими именами Оксана, Олеша. В ее речи запомнились архаические выражения, которые не понимали современные филологи, эт- нографы, к которым я обращалась, но все они пред- ставлены в словаре В. Даля: НАВЕРХОСыТКУ – десерт, СЫСПОТиХУ – не спеша, ПаУЖИН – полдник, СуПАРЕНЬ (сумерки) – мужиковатая девушка, ЛыВА – лужа, яма с водой, уПОВОД – период времени труда без перерыва на перекус и короткий отдых, оцениваемый без часов, по солнцу, древняя дохристианская мера времени. Про испачканную одежду говорила: «У вас и золото ПОМиДЕЕТ, одевать вас надо в рогожу, да в бре- зент». Не разрешала разговаривать, шуметь, охать, когда «ТВОРиЛА тесто, творила КВАШёНКУ», так как оно могло не подняться. Пельмени семья «СТРяПАЛА», а не лепила, как говорят сейчас. В целом воспитание было строгое – детям не разрешалось выходить в общий коридор, кухню огромной шведско-финской коммунальной квартиры в г. Выборге, где на 5 офицерских семей было 7 детей. В своей комнате запрещалось бегать, садиться, ложиться днем на свою постель или прикасаться к родительской кровати, ругали, если дети задевали и нарушали положение подушек в строченых наволочках, кружевного подзора, льняного, вышитого покрывала. Для бабушки и детей была отгорожена часть комнаты. Не будучи воцерковленными, дети фактически были воспитаны в традициях Домостроя, старой веры, девочек, например, задолго до школы обучали почти всем видам рукоделия, обязательным для крестьянской жизни: прясть на прялке, вязать на спицах и крючком кружева, носки и варежки, шить всеми видами ручных швов, вышивать всеми видами крестов и глади, стежить одеяла. Эти одеяла до сих пор живы – аккуратность, экономия и бережливость – неотъемлемые черты старообрядцев, залог их благосостояния и выживания. Как семья оказалась в г. Выборге? Родители прошли всю Великую Отечественную войну: П.Л. Колчин в 1-й танковой армии М.Е. Катукова брал Берлин, кроме орденов и медалей имел редкую грамоту прошедшему войну с первого и до последнего дня за подписью И.В. Сталина. Мама окончила Свердловский мединститут, в армии К.К. Рокоссовского освобождала Прагу. Служили в Германии, в 1948 г. были направлены в Ленинград (фото 4), где родились дети, затем – в Выборг, где жили до 1957 г. Для ухода за детьми в закрытый пограничный город выписали бабушку Марию Савельевну. Она втайне от сына – советского офицера и члена партии, окрестила нас с младшим братом Александром в единственной сохранившейся православной церкви (старообрядческой, конечно, там не было). Родни в Выборге также не было, поэтому крестной, видимо, стала сама бабушка, а крестным, скорее всего, священник. М.С. Колчина часто вспоминала жизнь на Каме, например, как в 18 лет, в 1903 г. ходила с девушками по малину за д. Мыльники, рядом с с. Сигаево под Сарапулом и «убила медведя»: собирает малину, слышит чавканье рядом, думала подруга, а это медведь стоит у куста и тоже ест ягоды. Мария испугалась, закричала, хлестнула медведя вицей и побежала в деревню. Мужики помчались в малинник, а медведь от страха заболел «медве- жьей болезнью» и умер... Так от бабушки автору статьи была передана любовь и глубокий интерес к истории своей семьи, рода, малой родины. С начала 1990-х гг., как только разрешили обслуживание частных лиц в госархивах, началась работа автора в ЦГА УР, ЦГА МО, РГАДА, ГАИМ, ГАВМФ, в Сарапуле, Кирове, Красноярске. (продолжение следует)