Новости
История старообрядчества в Сарапуле.
Одним из распространителей старообрядчества в Сарапульском уезде являлся «лжесвященноинок» Ананий. В конце февраля 1862 г. он прибыл в город Сарапул, о чем стало известно городничему, капитан-лейтенанту Полю. После организованного полицией тайного наблюдения Ананий был арестован. В числе его вещей обнаружили священническую грамоту, подписанную Пермским епископом Геннадием, полное облачение священника (ризу, епитрахиль, подризник, пояс) и все предметы, необходимые для служения литургии. Все это обличало причастность Анания к незаконному совершению богослужения. Полное имя этого старообрядца – Андриян Акинфьевич Шибаков. Он уроженец Пермской губернии, Невьянского завода, был крепостным господ Яковлевых. В возрасте 28 лет он самовольно ушел с их завода и 14 лет находился в бегах. Из них 10 лет Ананий скрывался в лесах Чердынского уезда Пермской губернии среди местных старообрядцев. Затем по совету инока Корнилия Шибаков отправился в Москву, где старообрядческий епископ Геннадий постриг его в монахи, дав имя Ананий, а позднее получил от «расколоучителя» сан дьякона и иерея, или «священноинока». Из Москвы через Сарапульский уезд Ананий прибыл в Пермь. Об активной деятельности Анания свидетельствует факт, сообщенный в рапорте сарапульского городничего вятскому губернатору: 17 февраля 1862 г. Шибаков способствовал побегу из-под ареста в Ершовском приказе Ивана Ивановича Ершова, приговоренного к ссылке в Сибирь. Это подтверждает мысль о том, что в среде старообрядцев были особенно развиты сплоченность, поддержка, взаимовыручка. Вероятно, это связано с тем, что они долгое время подвергались гонениям, в борьбе отстаивали свои религиозные воззрения. Находясь в Пермской губернии, Шибаков поддерживал связи со старообрядцами Москвы. По убеждению капитан-лейтенанта Поля, «Ананий есть один из значительнейших лиц в иерархии раскольников всего северо-восточного края России» (ЦГАКО. Ф. 582. Оп. 84а. Д. 72. Л. 3). По решению уездного суда Андриян Шибаков, за исполнение обязанностей священника, был лишен всех гражданских прав и сослан в Закавказский край. (РГИА. Ф. 797. Оп. 32. Д. 78. Л. 2 об.). Духовным отцом Анания являлся ''лжепоп'' Аристарх Рябов – глава старообрядцев Ижевского завода. Он был арестован 28 марта 1862 г. При обыске в доме Рябова полиция обнаружила вещи, необходимые священнослужителю (облачение священника, запасные дары для причащения больных, крестильные принадлежности), богослужебные и учительные старообрядческие книги, ставленую грамоту и пастырское наставление, подписанные «лжеепископом» Пермским Геннадием, копию с фальшивого указа Сената о J. Int. Netw. Cent. Fundam. Appl. Res., 2018, 5(2) 83 «дозволении будто бы государем открывать везде раскольнические общины с избранием наставников для молитвословий и требоисправлений» (РГИА. Ф. 797. Оп. 32. Д. 78. Л. 2 об.). Отметим, что А. Рябов, как и Андриян Шибаков, сознавшийся в противозаконном исполнении обязанностей священнослужителя, был предан суду за распространение старообрядчества. В рассматриваемый период власти делают акцент на миссионерской деятельности Русской православной церкви среди старообрядцев и их просвещении. Степень результативности такой работы была различной и во многом определялась личными качествами проповедников, однако она в любом случае была далека от достижения поставленной цели – ликвидации староверия и приобщения его приверженцев к официальному православию. Старообрядцы выражали преданность идеям «древнего благочестия» и отстаивали свои религиозные взгляды даже в период репрессий. (из публикаций В. Машковцевой, Вятский университет).